Челябинская история будет представлена в формате живописи - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюЧелябинская история будет представлена в формате живописи

Челябинская история будет представлена в формате живописи

28 апреля в Челябинском государственном музее изобразительных искусств открылась выставка работ местных художников. Коллекция принадлежит Виктору Новичкову. В собрании представлены произведения самых разных периодов и направлений.

Владелец работ – Виктор Новичков – прожил в Челябинске пятнадцать лет. Но именно об этом городе он вспоминает с особым трепетом. Столица Южного Урала занимает важное место в воспоминаниях коллекционера, так и работы мастеров, создававших свои произведения в Челябинске, являются особыми элементами собрания Виктора Новичкова. Он рассказал нам, как развивалась художественная среда самого сурового города, чем местные художники отличаются от коллег из других городов и что необходимо для правильного показа работ публике.

— Какова идея создания выставки?

— Я коллекционирую произведения искусства более тридцати лет. И, примерно, в течении такого же временного промежутка приобретал произведения челябинских художников. Никогда не ставил целью создание какой-либо специальной коллекции, посвященной столице Южного Урала. Но поскольку в Челябинске были и есть интересные художники, я не мог пройти мимо лучших работ. В конечном итоге, за тридцать лет была собрана довольно большая коллекция. Начиная с двадцатых годов XX века и основоположника челябинской живописи – Николая Русакова, и заканчивая девяностым годом. И когда какое-то время назад я посмотрел на коллекцию, мне стало понятно, что в ней есть несколько десятков работ экстра-класса. И тогда я решил, что это можно выставить, и это будет интересно челябинской публике. Но представлять собрание в формате «одноразовой выставки» я считал неправильным.

— Что должно являться основой подобного проекта?

— Для того, чтобы выставочный проект остался в истории, был значительным, обязательно должен быть серьёзный каталог, фиксирующий время и явления. Он сохраняет необходимые данные. Я начал готовить каталог года два назад, когда было принято решение о проведении выставки. В каталоге есть несколько тематических разделов. Самая главная часть помимо вводных статей, помимо иллюстраций работ, представленных в собрании, там есть очень важный блок свидетельств. Они повествуют читателю о том, что происходило в художественном пространстве Челябинска в XX веке. Начиная с воспоминаний внучки знаменитого Николая Русакова, про своего деда, заканчивая героями челябинской арт-сцены – искусствоведами, художниками, жившими и работавшими здесь в период с шестидесятых годов по восьмидесятые. То есть если определять это исторически, то это – хроника советского модернизма в живописи города Челябинска. Когда мне стало понятно, что формируется каталог, я вступил в переговоры с Челябинским музеем изобразительных искусств, с его генеральным директором, сделал предложение провести выставку и, к моему удовлетворению, получил полное согласие. Я очень признателен руководству и всему коллективу музея за поддержку данной инициативы, ибо все они помогали в организации этого проекта.

— Существует ли какая-либо общая концепция выбранных произведений? К примеру, образы, мотивы, идеи.

— Стоит обратить внимание, я не случайно назвал выставку «Частная история». Частный коллекционер – не музей, он не может ставить перед собой, за редким исключением, задачи собрать всё, что происходило на определённой территории в рамках некого временного промежутка. Задачи музея – «фиксация» всех заметных фигур, которые были здесь, заполучение в своё собрание лучших произведений. Частный коллекционер так действовать не может. У него, объективно, нет для этого возможностей. Поэтому я выбирал из своих работ, а их всего более двухсот, то, что я считаю лучшим и наиболее характерным. Если обратить внимание на представленные картины, легко понять, что они абсолютно разные. Есть работы Николая Русакова, с его восточным символизмом, мистикой. Эти сюжеты он «привёз с собой» из путешествий по дальнему и ближнему Востоку: из Индии, Ирака, Египта. Присутствуют и явления челябинского нонконформизма, условно, его можно назвать так. Это произведения тех художников, которые «не укладывались» в рамки господствующей идеологии социалистического реализма, старались, что называется, «уйти за флажки». Наиболее яркими примерами являются работы Василия Дьякова. Стилистически, картины данного художника можно считать совершенно европейскими. Есть и «оттепельные» произведения, назовем их так. Это работы, созданные в период с начала шестидесятых по конец семидесятых годов. Есть социалистический реализм, но выраженный не в привычном формате, к которому мы привыкли. На выставке представлены зарисовки, эскизы, где всё это спущено до человеческого масштаба, и является более интересным с разных точек зрения. Присутствуют и картины, выполненные в «суровом стиле» семидесятых годов. Тогда в Челябинске это направление представляла целая группа людей. Поэтому все работы, которые представлены на выставке, являются широкой исторической палитрой. Так объединяются совершенно разные направления, моды, тенденции и стили.

— На фоне творцов, представляющих всю художественную сферу России, челябинские мастера отличаются чем-либо?

— Не думаю, что они чем-то отличаются с точки зрения стилистики. Стоит помнить, что каждый художник индивидуален. И могу сказать, что живописная часть Челябинска абсолютно конкурентна на российском культурном пространстве, так как были мастера, ничем не уступающие ни «соседним», ни столичным художникам. Челябинские творцы, к сожалению, отстают обычно в подаче. В умении «упаковать» произведения правильно, в умении описать их, выложить на широкую публику, создать ажиотаж.

— Получается, презентация проекта нарушит некоторые уже устоявшиеся привычки художников столицы Южного Урала?

— Выставка, по сути, является попыткой преподнести работы челябинскому зрителю на европейском уровне. Так сказать, подадим это так, как оно должно подаваться. Когда я понял, что проект выходит на финишную прямую, то, что непременно будет какой-либо результат, я решил использовать все средства для его продвижения. К примеру, начал вести блог, на публикации которого моментально откликнулись все ведущие критики страны. Они оценили серьёзный подход к региональному искусству. Также были созданы группы в социальных сетях и тематический сайт. Были задействованы средства рекламы разного направления. Я считаю, если делать подобные проекты, то делать серьезно и основательно. Оценит это челябинская публика или не оценит, я сейчас спрогнозировать не могу. Челябинский зритель очень «тяжёлый». У меня нет иллюзии того, что с помощью одной выставки его можно перевоспитать. Но если ничего не делать – ничего и не будет. Так давайте делать.

Мария Трошина

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты