Елена Шумакова о деятельности PR-специалиста: не бойтесь ошибаться и менять место работы - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюЕлена Шумакова о деятельности PR-специалиста: не бойтесь ошибаться и менять место работы

Елена Шумакова о деятельности PR-специалиста: не бойтесь ошибаться и менять место работы

Если вы сомневаетесь, какую сферу выбрать в медиасреде для будущей профессии, то вам стоит прочитать наше интервью. Елена Артемьевна Шумакова рассказала историю своего развития в PR-сфере и дала советы начинающим специалистам по связям с общественностью.

– Как и когда вас заинтересовал PR?

– Поступая на факультет журналистики в ЧелГУ, я, конечно же, планировала быть журналистом. Начала журналистикой заниматься еще в 9 классе и была уверена, что это – мое. Но уже будучи на втором курсе журфака, я начала работать в пресс-службе Информационного центра по атомной энергии г. Челябинска. Пошла я туда работать в качестве стажера, не получая зарплату. Как таковой пресс-службы в Информационном центре не было, был просто сайт, на который периодически нужно было публиковать пресс-релизы. Я предложила помогать вести сообщества в социальных сетях, развивать его. В мои задачи во время стажировки входило освещение деятельности центра, публикация релизов на сайте центра, взаимодействие со СМИ и работа над сообществом в ВКонтакте. Тогда я поняла, что мне близко направление PR, мне нравится больше взаимодействовать со СМИ, чем быть корреспондентом. Потом я пошла работать в SMM-агентство, проработала там полгода, набралась достаточно опыта, чтобы понять, как работают социальные сети, открыла для себя какие-то новые инструменты, фишки, поработала с несколькими брендами. А дальше моя деятельность PR-специалиста начала развиваться в Областном центре дополнительного образования детей, где я работала на ставке специалиста по связям с общественностью. Здесь в мои задачи входило освещение мероприятий центра, взаимодействие со СМИ, работа на мероприятиях, ведение социальных сетей.

– Что для вас самое любимое в PR?

– Наверное, возможность общаться с абсолютно разными людьми, с разными представителями СМИ. Работать с организационной деятельностью: разработка стратегии, написание контент- и медиапланов. Я считаю, что самое классное в этой профессии − возможность общаться с коллегами, находить какие-то точки соприкосновения, отстаивать позицию и защищать интересы своей организации.

– Что, на ваш взгляд, сложнее все в этой работе?

– Я думаю, что самое сложное − это когда у PR-специалиста и у руководства компании, в которой он работает, нет взаимопонимания. Когда руководитель видит какую-то задачу по-своему, а специалист знает, как выполнить ее грамотно, но все предложения руководством отвергаются. Здесь важно найти связь с начальством, с человеком, интересы которого ты представляешь в средствах массовой коммуникации. И работать на общую цель, чтобы не было никаких разногласий.

– Можно ли работать PR-специалистам без высшего образования? Или достаточно закончить курсы?

– Здесь нужно понимать, что это за курсы, каким образом они выстроены. Могу сказать, что любая работа в медиа невозможна без практики. Если вы закончили факультет журналистики, на направлении «Реклама связи с общественностью» – это не значит, что из вас получится 100% грамотный PR-специалист. Необходима практика! И несмотря на то, что я заканчивала направление «Журналистика», благодаря практике во всевозможных учреждениях в качестве PR-специалиста, мне удалось самостоятельно прокачать навыки. А высшее образование, мне кажется, нужно для расширения кругозора, для формирования взглядов, мыслей. На факультете журналистики в ЧелГУ у нас был профильный курс, посвященный PR. Он так и назывался «Основы рекламы и PR». Знания, полученные в ходе его изучения, мне тоже дали очень много, и я смогла потом применять их на практике. Профильное образование по направлениям, связанным с медиа, с креативной индустрией, закончить, наверное, все-таки стоит.

– Какой самый интересный проект был у вас за всю историю вашей работы PR-специалистом?

– Это было, когда я работала в пресс-службе Областного центра дополнительного образования детей. У нас традиционно летом работает Областной детский палаточный лагерь на берегу озера Тургояк. Информационное освещение этого лагеря принесло огромные результаты, а летняя кампания получилась очень запоминающаяся и в социальных сетях, и в СМИ. Мне приходилось организовывать пресс-туры, когда мы приглашали журналистов из Челябинска и везли на берег озера Тургояк, где они снимали жизнь ребят в условиях палаточного лагеря. Учитывая то, что бюджета на рекламу и какие-то мероприятия у нас не было, то, конечно, показатели, которые нам принесли все придуманные нами инструменты и стратегии, были достаточно положительными и позитивно отразились на результате.

– Есть ли у вас личный рецепт успеха?

– Во-первых, тебе должно нравиться то, что ты делаешь, чтобы не приходить на работу грустным и чувствовать постоянную усталость, эмоциональное выгорание. Для того, чтобы быть грамотным специалистом, нужно много трудиться, заводить контакты с журналистами. Мне очень нравится, что благодаря факультету журналистики, у меня появилось много знакомых ребят, которые работают в СМИ. Когда нужно отправить какой-то пресс-релиз для его размещения или пригласить телевизионщиков на мероприятие, мне всегда удавалось через личные контакты заманить на свое мероприятие журналистов. И дружба с ними − это первый секрет успеха.

Во-вторых, следить за какими-то трендами, за тем, как работают другие организации, что они делают и какие прикольные проекты реализовывают. А потом внедрять это в свои проекты.

В-третьих, необходимо проходить обучение. Когда я работала, мы постоянно слушали различные мастер-классы, лекции от специалистов по близкой нам тематике, посещали профильные конференции. Это тоже помогает заводить новые знакомства, делиться опытом, инсайтами, и просто дружить с людьми, тоже работающими в этой сфере.

– Определите, пожалуйста, как можно короче три раза слово PR?

– PR − это взаимодействии с людьми. Нужно взаимодействовать с руководством, с людьми, для которых вы делаете проекты, со средствами массовой информации, с партнерами.

PR − это креатив. Креативные технологии помогают вывести организацию на новый уровень, благодаря классным, интересным проектам, различным рекламным кампаниям.

PR − это работа. Многие почему-то считают, что PR-специалист − это такой красивый человечек, который сопровождает руководство, отвечает на вопросы СМИ, дает комментарии. На самом деле, на PR-специалисте лежит трудоемкая работа, которая заключается в том, чтобы грамотно уйти от негативных ситуаций, продать услугу, товар или организацию, сделать так, чтобы аудитория хотела взаимодействовать с вами, была лояльной к бренду, который вы представляете.

– Можете дать какие-то советы начинающим PR-специалистам?

– На собственном опыте хочу сказать, что маркетинг − это достаточно прибыльная сфера. Но для того, чтобы быть грамотным специалистом, сначала нужно немного потрудиться бесплатно и набраться опыта. Лучше всего пойти в организацию, которая будет рада вашему креативу, вашей энергии, которая будет соглашаться делать какие-то безумные проекты. Там вы сможете показать, на что вы способны, реализовать свои интересные идеи, предложить что-то оригинальное.

Не бойтесь пробовать, ошибаться, менять место работы, если вам что-то не нравится. Ищите себя и прокачивайте свои навыки.

А еще здорово, когда PR-специалисты умеют все.  Не только писать пресс-релизы и составлять медиапланы, но и делать какой-то визуальный контент, умеют организовывать мероприятия, работать с социальными сетями. Такой универсальный специалист сегодня на рынке труда ценится очень высоко.

Елена Пузикова

Последние комментарии
  • Спасибо Елена Шумаковой за её профессионализм и ответственность в работе! Именно благодаря её усилиям и продуманной стратегии, умению взаимодействовать с разными категориями нашей целевой аудитории и креативному подходу, была построена стратегия работы PR-службы ИЦАЭ Челябинска. Мы рады продолжать сотрудничество как с Еленой Артемьевной, так и с теми студентами, которых она направляет и, надеемся, будет направлять к нам на практику!!!
    Лариса Геннадьевна Матвеева, руководитель ИЦАЭ Челябинска

  • Когда мне говорят о профессии PR-специалиста, я всегда вспоминаю гуру PR в Челябинске, Константина Валерьевич Киуру. Знания, которые он даёт, не только актуальны, но и систематизированы так, что с точностью можно считать, что только он способен научить. Его лекции и практика — всегда высший уровень. Он постоянно проходит обучение и приобретённым опытом делится со студентами. Я знала о нем ещё до поступления в университет, и когда пришло время поступать, то выбор был очевиден — туда, где он преподает, хотя на тот момент выбранный вуз не был престижным, но для меня играло роль совсем иное. Это как учиться в театральном вузе у мастера. И именно “театральная” система обучения всегда даёт выпускников на уровень выше. Знаю многих ребят, которые поступали также, шли за Киуру. Сейчас в профессиональной среде немного толковых специалистов, которые готовы работать и знают как это делать, у которых в голове нет каши, что маркетинг и PR это одно и то же. Мне очень жаль, что через несколько лет к ним добавятся ещё и журналисты, которые не смогут даже понимать специфику работы PR специалистов. Это страшно. Считаю, что профессионализм и опыт важнее эксперимента. Печально,что все это происходит в одном из лучших вузов страны.

    С уважением, Ольга Буркова
    *PR-менеджер телеканалов Газпром -медиа Челябинск
    *член ГИА по направлению «Реклама и СО»

  • Это речь про того Киуру, который руководит направлением рекламы и PR и даже не предупреждает своих же студентов о командировке? Или тот, который уже который год не может организовать рекламную кампанию и набор студентов и магистров? Исходя из хвалебных комментариев, мы разных Киуру знаем