Седьмые «Чтецы», прошедшие в клубе «Ozz», открыли новые таланты и познакомили новичков с опытными мастерами слова. Один из последних семнадцатилетний поэт, Александр Братников.
«Здравствуй, Герда! Как там твои дела?
Ты, наверно, долго меня ждала…
Но только сейчас стал я себе господин,
Наконец, слово «вечность» сложив из льдин.
И вот пишу. Первым же делом пишу.
Ты не ищи меня. Не ищи, прошу.
Там так опасно, а ты ведь еще мала.
Жди меня, Герда, как все это время ждала…
И я приду. Честное слово, приду!
Сквозь холод, опасности, вьюгу и темноту.
Но письма ведь ходят быстрее замерзших тел…
Прости меня, Герда! Я этого не хотел.
Виновны осколки в глазу и сердце моем.
Увидишь — вернусь, и как прежде с тобой заживем!
А пока, Герда, милая, не скучай!
Я тороплюсь к тебе!
Подпись: Кай»
_____
Он дописал, отложил письмо, посмотрел вокруг:
Метель — Королевы Снежной ближайший друг
Замела во дворце, наверное, каждый ход.
Знает Кай, что уже никогда не уйдет.
_____
Но Герде этого незачем знать, и точка.
Мальчик берет перо, сочиняет строчки.
Герде письма писать стало привычкой Кая.
Но они не доходят — лед по пути тает…
Известная всем с детства «Снежная королева» Андерсена в поэтическом переложении Александра Братникова обрела форму безответных писем. Он рассмотрел его с другой стороны, показав теплые чувства Кая.
Самые первые, увы, не сохранившиеся стихотворения Саши были на написаны на одну из вечных тем – о природе. Истинно, о чем же еще писать в восемь лет. Кроме того, Саша объясняет это любовью к музыке и природе. «И в той, и в другой такая красота и гармония!». Затем были стихотворения несущие глубокий непонятный смысл, но как говорит сам Александр, это было его «“лесенкой”» к осмысленной поэзии». Но, через пять лет его сердце замрет : «Я вас любил, чего же, право, скрывать теплейший сей секрет?». И именно после этого опорной, но, разумеется, не единственной, темой в творчестве Александра становится тема расставания:
В мою душу теперь вход
Исключительно по пропускам.
Лишь один желтоглазый кот,
Как ведется, снует сам.
Тот единственный из зверей,
Что в свободе равен ветрам,
Из-за запертых лезет дверей
И ластится к твоим ногам.
«Мои стихотворения зарождаются спонтанно. В голову приходит тема, общая идея, или строчка. Причем, почти всегда — последняя. А дальше дело за настроем, настроением, атмосферой, вдохновением…»
Если бы способно море было к речи
И, свои расправив водяные плечи,
Поднялось с кровати из песка и ила —
Страшно ведь представить, что тогда бы было….
Сдвинув брови хмуро — водоросли и тину,
Вспомнит море людям раненую спину —
Грубую работу якоря и киля.
Море все напомнит, раз уж мы забыли.
«Я определил это для себя так — можно развивать множество тем, придумывать сюжеты. Для этого нужна фантазия и задатки сценариста, наверное. А можно развивать одну тему, выискивая новые пути её раскрытия, новые, но знакомые образы, аспекты и тонкости. Я занимаюсь вторым. Выходит, что и пишу на одну тему, и на месте не стою». Так, Саша, уверенно отвечает Рэю Бредбери на его определение срока годности любви:
Любовь умирает три года?
Простите, но это не верно.
Проблемы подобного рода
Решаются в жизни мгновенно.
Каждое стихотворение – это труд. Иногда десятиминутный, а иногда измеряемый месяцами. В них он делится всеми впечатлениями, всеми радостями и разочарованиями. И каждое публичное выступление волнительно для Александра. «Удастся ли передать задуманное именно так, как хотел? Как воспримут слушатели, будет ли им это близко?» Но, в то же время, пряча эмоции в образах и форме, он и делится ими, и оставляет себе.
Стихотворение, датированное 10 февраля 2013 года, вызывает улыбку на фоне с событиями случившимися в Челябинске 15 февраля того же года.
На случай, если людей останется мало,
Или рухнет на землю, скажем, метеорит…
Я хочу, чтобы ты это знала:
У меня по тебе действительно не болит.
«Первый раз я выступал в антикафе New Time, — вспоминает Саша, — Мои знакомые организовали мероприятие, в конце которого был свободный микрофон. Поборов свою стеснительность и волнение, я дебютировал. И, хотя, читал я далеко не лучшие стихи, но атмосфера того вечера мне запомнилась навсегда. Кстати говоря, с того дня я и начал писать осмысленно. Что-то в голове повернулось, наверное».
Беда не появится из ничего,
Ведь мир имеет строенье кольца.
Так что жестокий он от того,
Что у самих нас пустые сердца.
Его стихотворения имеют успех. Они находят отклик в сердцах людей и получают похвальные комментарии. Вместе с тем обсуждая с кем-либо одно стихотворение, Александр готовит почву для всех последующих.
«Это какие-то современные течения, писать без рифмы, ритма, размера. Не берусь судить о ценности таких произведений для литературы, просто в моем понимании стихотворение — это не только смысл, хотя он в первую очередь, но и форма. Я вижу в этом его гармонию и красоту.
Относительно рифмы — я считаю одним из составляющих поэтического мастерства находить интересную и точную рифму».
Большая история пишется мелким поступком,
Так было и будет все время, из века в век.
Кто-то был горд, кто-то пошел на уступки,
Но все мы равны, когда из радиорубки
Слышим: «Погибла сотня.
Умер один человек…»
«Современная поэзия бывает разная, — вступается за нее Саша, когда я рассказываю, что многие ругают ее за некую какофонию, — Некоторые используют уйму образов, и в этом есть свой смысл. Мне кажется, читая такое количество метафор, читатель настраивается на определенный лад, начинает по-своему понимать эти символы».
«Первым пунктом в списке моих предпочтений стоит поэзия. Самая разная: современная и классическая, о любви, о войне, о детях, о чем угодно. Некоторые считают, что поэзия — это не чтение. Мол, малая форма, да и рифмованным текстом много не скажешь. На самом деле, стихами можно сказать столько же, сколько и прозой, если не больше».
Любовь к литературе Саше прививают в гимназии с лингвистическим уклоном. Поэтому неудивительно, что в его поэзии можно найти отклик и на «Незнакомку» Блока.
Если истина есть в вине,
То я истины не познал,
Хоть проходит дрожью по коже
Совсем не второй бокал…
Если истина есть в вине,
То я в истине утоплюсь!
Ничего, естественно, не пойму,
Зато хотя бы напьюсь.
«Насчет обращения к произведениям — я с удовольствием берусь за написание стихотворения, если угляжу интересную тему, на которую мне есть, что и как сказать».
А говорил Саша и на собраниях молодежной творческой организации Home Concert, на квартирниках, сторонних мероприятиях. Везде, куда он приходил зрителем, он непонятным образом оказывался на сцене.
Для кого-то рай — Парадайз,
Для другого — шоколада немного.
Ты говоришь твоя жизнь не айс,
Но продолжаешь идти той же дорогой.
Слушай, заканчивай ныть, просто сверни.
Забудь обиды свои и печали.
Ну же, чего тут думать? Новую жизнь начни
И радуйся: теперь ты в самом начале.
Валерия Евстратенко