Как былина становится популярнее рэпа: история успеха и любви - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьКак былина становится популярнее рэпа: история успеха и любви

Как былина становится популярнее рэпа: история успеха и любви

14 декабря в актовом зале агроинженерной академии прошёл первый в Челябинске Вечер былин, где зрители смогли услышать исполнение русских народных эпических песен о подвигах богатырей.

Их можно называть современными русскими богатырями. Из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга они приехали на несколько часов в Челябинск, чтобы, облачившись в народные мужские рубахи и взяв в руки гусли, выйти на сцену и доказать, что былина жива, как и сам великий русский дух.  

 14 декабря в актовом зале агроинженерной академии прошёл первый в Челябинске Вечер былин, где зрители смогли услышать исполнение русских народных эпических песен о подвигах богатырей. Не с помощью книг, как нас научили в школе. Не на экране, с которого улыбаются Алеши Поповичи и Добрыни Никитичи – герои современных мультфильмов. Живое сказание былин при сопровождении игры на гуслях – диковинка для поколения постмодерна. Но именно оно призвано поднимать традиционную русскую культуру.

− Идея создания такого мероприятия, видимо, давно витала в воздухе, дожидаясь нашей готовности. Сказители былин – Дмитрий Парамонов, Вячеслав Печняк и Александр Маточкин – приехали в наш город, чтобы поделиться своим уникальным искусством с челябинцами. Мы регулярно встречаемся на фольклорных фестивалях, где показываем, что жанр былин не умирает, а, наоборот, активно возрождается, — рассказала Ирина Овчинникова, руководитель челябинского областного казачьего детского центра «Пчёлочка Златая» — одного из организаторов Вечера.

Также ими выступили Мастерская гусельного искусства, клуб «Уральская вечёрка» и факультет народного художественного творчества ЧГПУ.

Автостопом до Челябинска ради былин

Современные сказители былин – хранители народной культуры – люди поистине влюблённые в своё дело. Каждый из них имеет свою историю знакомства с этим жанром. Так, Александр Маточкин «из города Питера», как он сам себя представил, сперва изучал былины с научной точки зрения. Написал и успешно защитил кандидатскую диссертацию на факультете филологии. Потом решил перейти к практике. И это не просто интерес. Чувство, которое заставляет человека, отца пятерых детей, в течение трёх суток из Петербурга автостопом (!) добираться на Урал, достойно восхищения. Как и его исполнение былин.

Дмитрий Парамонов – наш земляк. Родился на станции Вязовая, что в Челябинской области. Сейчас живёт в Москве, где на просторах современного мегаполиса двигает народную культуру.

Вячеслав Печняк – екатеринбуржец. Он считает, что любой народ вне традиционной культуры существовать не может.

— Традиционная культура это как батарейка. Вот мы берем пульт от телевизора без батарейки – не работает. Вставим – и процесс пошел. Так же и у народа. И эпос – это очень важная часть традиции. Без него понять народ не представляется возможным. И еще… все знают подвиги Геракла, но мало кто знает подвиги Ильи Муромца. А если мы их сравним, то увидим много общего, — поделился он.

 Женитьбе Алеши на жене Добрыни: былины – это целый сериал

Выступление началось, как в старину: «Благослови, Боже, хозяина старину сказать, старину сказать  да стародавнюю». Под аккомпанемент гуслей сказители повествовали о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, о святом Георгии Победоносце – великомученике, который изображён на гербе России. Но оказывается, использование гуслей – некий творческий приём, сконструированный сказителями.

— Гусли – инструмент старинный. Русские гусли ставятся ребром на колени, как гитара. Сегодня мы будем играть на инструменте по типу гуслей 13-го века, найденных в археологических раскопках в Великом Новгороде, — рассказал Дмитрий Парамонов.

Он не только сказитель, но и мастер изготовления гуслей. Инструмент, звучащий в зале, – дело его рук. Одна из любимых былин Дмитрия была записана записанная в Красноярском крае и повествует о женитьбе Алеши на жене Добрыни.

— Там целый сериал, – смеется Дмитрий. – Вообще неподготовленному слушателю хочу посоветовать вникать в текст с самого начала, чтобы поймать нить событий, потому что самое главное в былине – это слово, а напев – всего лишь дополнение. Когда я исполняю, думаю о сюжете, рисую картинку в голове. Важно удержать в голове эти образы, иначе можно запутаться.

Мастерство сказителя заключается в том, чтобы передать текст не сбивчиво и удержать внимание зрителя. По словам экспертов, сначала современный человек начинает слушать напев, понимает, что он однообразный, и тогда переключается на текст.

— И вы сразу увидите образ. Я думаю, у каждого генетический опыт восприятия былин есть, — поделился Вячеслав Печняк.

 И это, действительно, правда. В зале собрались люди разного возраста и видов деятельности: от школьников до профессоров факультетов филологии. Кто-то подпевал, кто-то усиленно пытался сфокусироваться на сюжете, кто-то просто наслаждался игрой. Но все открывали для себя удивительный мир традиционной русской культуры – тот голос старины, который, к счастью, начинает ярко звучать среди разнообразных тембров современности.

 Надежда Прохорова 

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты