Проводя много времени в городах, люди в свободное время всё чаше стремятся на природу, и такие виды активного отдыха, как спортивный туризм, ориентирование и геокэшинг, вновь набирают популярность. Говорить о достоинствах турпоходов можно долго, но не лучше ли узнать всё, как говорится, из первых уст? Мы побеседовали с Дмитрием Зрюмовым, который уже несколько лет занимается различными видами туризма и многое может рассказать.
– Дмитрий, как давно Вы занимаетесь туризмом и как пришли к этому увлечению?
– Все началось в 2008 году, когда я совершенно случайно наткнулся в интернете на незнакомое мне ранее слово «геокэшинг». Зайдя на сайт www.geocaching.su, я изучил его и сразу проникся, а точнее говоря, заболел идеей этой туристической игры. Некоторое время спустя я взял свой первый тайник в одиночку, без GPS-навигатора, имея лишь описание местности и распечатку из Google Earth. Чуть позже, будучи студентом и подрабатывая летом в кафе, я накопил себе на GPS-навигатор.
Сразу хочу оговориться, что я не причисляю себя к туристам, которыми я искренне восхищаюсь – тем, кто проходит сложные маршруты в течение недели, двух, месяца. Это уже спортивный туризм, там есть свои категории и нормативы. Мне ближе так называемые походы выходного дня (ПВД), которые в среднем длятся 1, 2, иногда 3 дня.
– Как увлечение туризмом повлияло на Вашу жизнь?
– Туризм и геокэшинг в частности открыл для меня мою малую Родину заново, причем с лучшей ее стороны. Мне приходилось бывать в США, Латвии и Швеции – тогда эти страны казались мне ближе и доступней, чем «какие-то там горы и озера». Занявшись 4 года назад туризмом, я с каждой небольшой вылазкой делал для себя новые и новые открытия и вскоре поймал себя на мысли, что совершенно не хочу ехать в другие страны на отдых, ведь совсем рядом, буквально в радиусе 200 км от дома еще столько не исследованных мною потрясающих мест.
Помимо этого, геокэшинг познакомил меня с интересными людьми. У меня есть друзья в Екатеринбурге, которых я очень люблю, они не только прекрасные люди, но и мои наставники и вдохновители. Читая их отчеты о поездках, я всегда как будто переживаю это сам, и от этого хочется самому поскорее выбраться из дома.
– При таком активном отдыхе повседневность, должно быть, невыносима?
– Как поёт Олег Митяев: «Занедужил я, лекарь мой – путь», так и у меня – поездки и походы, пусть небольшие, дают ощущение жизни, без них я начинаю «болеть». Кто-то на выходных идет в кино, кто-то слоняется по магазинам, кто-то отсыпается дома, а кто-то встает ни свет ни заря, вешает на плечи рюкзак или загружает вещи в машину и отправляется за новыми ощущениями, эмоциями и открытиями. Основная задача – определиться с местом, в котором хотелось бы побывать. Составление маршрута, сбор рюкзаков – это все очень приятные хлопоты.
– Есть ли такое место, куда Вам хотелось бы возвращаться снова и снова?
– Таких мест очень много, но первое, что приходит в голову – это национальный парк «Таганай». Удобное место, до него просто добраться и при отсутствии времени на большой поход всегда можно организовать ПВД на один-два дня. А ещё там масса мест, где я не успел, по очень хотел побывать. Кто был на «Таганае», согласится со мной в том, что там царит волшебная атмосфера, а каждая вершина имеет свой характер и оставляет уникальный след в памяти, как бы банально это ни звучало.
– Должно быть, с Вами в походах случалось немало забавного?
– Это точно! Одна история произошла со мной весной 2009г. во время похода на гору Крутой ключ, что находится с восточной стороны «Таганая» у реки Сухокаменка. Так сложилось, что мы с другом отправились туда в пятницу вечером, доехали на электричке до Миасса, и часам к семи были у Северных Печей, откуда и начиналась пешая часть маршрута. Мы планировали дойти до подножия горы до темноты (порядка 20км), там поставить палатку, а с утра уже заняться изучением местности. Но мы не учли, сколько времени придётся потратить на переправу через реку: весной это сделать особенно трудно, потому что воды много и она ледяная. С первым препятствием мы справились нескоро и продолжили путь к другому пересечению реки с тропой. Тут нас поджидал неприятный сюрприз: бурная и достаточно глубокая река, шириной метров 7 и какие-то остатки опор, хотя на карте в этом месте чётко нарисован мост. на карте совершенно четко нарисован мост. Перейти реку вброд – нереально, решаем идти по тропе, идущей вдоль нее. Всё ещё надеевся достичь подножия горы засветло. Проходим пасеку, здороваемся с дежурным, он предлагает нам остановиться у него, но мы решаем идти дальше. Тем временем сумерки начинают переходить в ночь, тропа сужается, а сойти с нее и поставить палатку негде — заросли очень плотные. И тут начинается самое интересное. Я оборачиваюсь назад, и мой взгляд привлекают какие-то поблескивающие огоньки вдалеке между деревьев, словно волчьи глаза (волчьих глаз я не видел ни разу, но мои представления о них были примерно такие). Постепенно их становится больше и больше, причем видно, что они не стоят на месте, а как будто надвигаются. Тут мы не на шутку испугались – мало ли голодного зверья по весне ходит в этих отдаленных от цивилизации местах – зажгли газовую горелку, прошли так еще немного вперед, но навигатор показывал, что мы не приближаемся к назначенному месту, а идем в сторону. Что делать? Возвращаться на пасеку, идя навстречу зверям – страшно, идти вперед – некуда. В итоге все-таки решили вернуться. И тут, пока я всматривался в зловещие «глаза», меня как будто осенило – я разглядел в них огни Миасса. Как выяснилось, наша тропа шла на подъем, и сквозь деревья вдалеке начинал виднеться город. Можно представить, какой истерический смех нас настиг после такого облегчения. Вот уж правда, у страха глаза велики… На пасеке нас радушно приняли и поселили в отдельном вагончике, где мы с комфортом (по походным меркам) разместились, а утром благополучно дошли до горы.
– Вы состоите в «Нива-клубе» – расскажите немного об этом.
– «Нива-клуб», как и любой тематический клуб, объединяет абсолютно разных людей, имеющих какой-то общий интерес, в данном случае это внедорожник «Нива». Однако для многих, для меня в том числе, «Нива» – это не автомобиль, а стиль жизни. И меня радует, что большинство участников «Нива-клуба» готовы прийти на помощь в случае непредвиденной ситуации на дороге или вне ее. На форуме «Нива-клуба» существует раздел «Взаимопомощь», который постоянно обновляется и пополняется. Не так страшно отправляться в экстремальные поездки, когда имеешь распечатку с десятками номеров людей, которые смогут приехать и помочь тебе в случае беды. При этом не играет никакой роли тот факт, что вы вероятнее всего ни разу в жизни не виделись лично.
Помимо практической пользы, с «Нива-клубом» можно прекрасно провести время: регулярно проходят встречи, совместные поездки и соревнования, после которых остается масса положительных эмоций, хотя порой это заканчивается ремонтом машины. Но подобный вид отдыха подразумевает некоторые риски для целостности машины, поэтому на такие мелочи как прокол шины, царапины или небольшие вмятины на кузове никто особого внимания не обращает.
– Как Вы считаете, можно ли назвать туризмом, к примеру, поездку на курорт, или этого звания заслуживает только активный отдых?
– В жизни ничего так не утомляет, как физическое бездействие, поэтому т.н. пляжный отдых как вариант отдыха я не рассматриваю в принципе. Что касается понятий, то не буду вдаваться в семантику слова «туризм», но есть замечательное выражение: «туризм не от слова Турция» и, на мой взгляд, оно очень правильное.
– Что посоветуете тем, кто только начинает заниматься туризмом?
– Берите карту, рюкзак – и в путь!
Алёна Черкова