Ещё пару лет назад плёночными снимками с так называемых аналоговых фотоаппаратов можно было удивить. Сейчас же каждый второй фотограф, будь то любитель или профессионал, хоть раз, да держал в руках старый «Зенит» или «ФЭД». Однако на фотовыставке Александры Кириевской «Silentium», которая проходила в галерее «Окно», было чему подивиться.
Александра приехала со своей выставкой из Магнитогорска. Начинала она, как и многие фотографы, с цифрового фото. Но позже поняла, что плёнка может рассказать гораздо больше. По словам Александры, она редко снимает что-то спонтанно. Ей важно проникнуться, почувствовать объект, разглядеть каждую деталь и подчеркнуть её.
Снимки Александры отличаются незыблемым спокойствием. В чёрно-белых фото преобладает мягкий серый цвет, всё как будто в тумане, а люди на них как тени. Если фотографии цветные, то яркие тона не агрессивные, а тоже спокойные. Создаётся ощущение, что фотографирует Александра где-то в космосе или под водой. Все фигуры как бы невесомы где-то в вакуумной тишине. Именно поэтому выставка называется «Silentium», в переводе с латинского это означает «молчание».
Стоит отметить, что ни один снимок Александры не подвержен цифровой обработке. Она из тех, кого правильнее называть фотохудожником, нежели фотографом. Моделью для неё тоже может стать не каждый. В поисках героев своих работ художница ездит по всей России и даже по Европе. Так вышло, что именно в Европе Александра получила славу. Её снимки раскупаются за рубежом за приличную стоимость. А вот в России, в родной Челябинской области она не так уж и известна. Это едва ли не первая её фотовыставка здесь.
Она сама печатает свои фотографии. Исключительно по старым технологиям: с помощью реактивов, красной лампы и различных химикатов. Говорит, что каждая пылинка или неровность на негативе главным образом подчёркивает ручную работу. Экскурсоводы в галерее объясняют, что в этом-то и вся прелесть её снимков. Они притягивают своим несовершенством, хотя стиль фотографий классический, без вычурности и авангардизма.
Александра Кириевская – одна из немногих, относящихся к фотографии как к искусству, а не как к ремеслу. И работы её лишний раз доказывают, что добавить на фото фильтр в «Инстаграмме» может любой, а вот выстроить правильно свет, подобрать нужные формы и добиться нужного результата без «Фотошопа» способен только мастер.
Ксения Горелова