Виктория Ивлева – не только известный фотожурналист, но и прекрасный рассказчик, настоящий мастер слова. Недавно она посетила Челябинск и провела творческую встречу для профессиональных фотографов и любителей.
По словам самой Виктории, ее биография не слишком-то насыщена событиями. «Родилась в Ленинграде. Закончила факультет журналистики МГУ в 1983 году. Начинала в «Комсомольской правде», печаталась в «Московских новостях» и в журнале «Огонек». Восемь лет проработала в “Новой газете”, начала писать, сделала несколько больших проектов. В настоящее время нахожусь в свободном плаванье».
В 1991 году фоторепортаж Виктории Ивлевой, сделанный в IV реакторе Чернобыльской АЭС, получил приз крупнейшего конкурса в области фотожурналистики World Press Photo. В 2005 году выставка работ Ивлевой «Апофеоз войны», подготовленная специально для Международного Комитета Красного Креста, была показана в Московском музее современного искусства, а после этого и в других российских городах.
Но центральной темой ее работ становятся не только военные действия, катастрофы, политические события, но и простые житейские сюжеты. Своим хобби сама Виктория Марковна называет съемку на производстве в разных городах.
Одним из наиболее значимых проектов «мирного» периода творчества Виктории стала серия очерков о жизни бывших советских республик: «СССР. Продукт после распада».
Виктории Ивлевой удалось побывать и фотографировать в таких географических точках планеты, в которых живут люди, далекие от цивилизации. Наибольшее влияние оказала поездка в Руанду (небольшое государство в центральной Африке; получило известность после геноцида в 1994 году – прим. автора), где деятельность фотокорреспондента стала для Виктории осознанным выбором.
«У тебя есть две минуты, условно, чтобы снять что-то стоящее, а потом нужно идти помогать пострадавшим. Если задать себе вопрос: что важнее, человеческая жизнь или пусть даже самое лучшее фото на свете? – ответ, кажется, очевиден. На деле же получается иначе».
Вообще, Виктория Ивлева удивительный фотограф. На протяжении всей своей творческой деятельности, а это около 20 лет, остаётся верна одной марке – Nikon. Чаще отдает предпочтение плёночной камере. Но, в то же время совсем не разбирается в тонкостях съёмки: понятия «диафрагма» и «выдержка» для неё чужды.
Совсем недавно был представлен результат фотоэкспедиции «XXI. Мой Тихий океан», в котором Виктория приняла непосредственное участие. По задумке организаторов, каждый из 21 героев фотографической экспедиции совершил короткое путешествие по 21 стране и территории Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Результатом этого проекта стала огромная коллекция фотографий, из которой позже был создан диафильм в сопровождении оригинального саундтрека.
Пунктом назначения для Виктории был выбран Бруней. «Эта страна напоминает одну очень близкую Дмитрию Медведеву страну. Султан беспрекословно выполняет свои обязательства по отношению к подданным. За что требует рабского повиновения от них».
Владимир Кузнецов, участник встречи:
– Среди главных особенностей фотографий Ивлевой стоит выделить цвета выполнения – черный и белый. Она использует этот контраст для создания контраста смыслового. Контраст неба и земли, отдельных деталей. Все это производит непередаваемое впечатление на зрителей, открывает глубинный смысл снимков.
Постепенно переходя от приятных воспоминаний к суровым реалиям, Виктория отмечает, что снимать в России, не смотря ни на что, здорово. И происходит это вовсе не потому, что страна и люди в ней родные. А потому что все вокруг очень веселые и жизнерадостные, готовые на эксперименты.
В завершении встречи Виктория дала напутствие как начинающим, так и опытным журналистам и фотографам, а так же и простым людям:
«Вы никогда не знаете, когда начнётся история, с каким человеком пересечётся ваш взгляд, а в последствии, быть может, и судьба. Потому никогда не проходите мимо – помогайте другим».
Ксения Пашкова