«Я нахожу прекрасное в каждом ребенке» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовость«Я нахожу прекрасное в каждом ребенке»

«Я нахожу прекрасное в каждом ребенке»

Юлия Аксенова, тренер по легкой атлетике из Челябинска, познакомила нас поближе с этим видом спорта. Она рассказала о том, как проходят тренировки, о качествах, необходимых спортсмену, а также о возможном вреде спорта.

Как вы начали заниматься легкой атлетикой?

Легкой атлетикой я никогда не хотела заниматься и вообще ничем не хотела. Мы переехали из Санкт-Петербурга, когда я была в шестом классе. Спокойно училась, сидела дома, но, так как я была высокая и тощая, меня всегда хотели «физруки» куда-то отправить. Я от всего «отнекивалась», и однажды меня просто сняли с уроков и отвезли к моему будущему тренеру – Татьяне Ивановне Масловой. Я подумала: «Как страшно, ну ничего, сейчас похожу, потом “незаметненько” не приду и перестану ходить». Сначала мне было стыдно уйти, потом страшно, а после нескольких соревнований и лагеря я решила: «Да как я могу жить без легкой атлетики?» Ну и все, так я и осталась в спорте по сей день.

Почему вы решили связать свою жизнь с тренерством?

То же самое, никогда не хотела быть тренером, потому что всегда, когда смотрела на них, они были в одинаковой одежде изо дня в день, из года в год и голодные. Я думала: «Ужасная профессия – тренер, никогда им не буду». Но получилось так, что я хорошо бегала, выступала, и многие институты просили, чтобы я поступала к ним. Им было это выгодно для участия в эстафетах, и там была небольшая борьба за меня. Тренер моя настояла, чтобы я поступала в УралГУФК. Я «немножечко» поплакала дома, родители меня сильно в этом не поддерживали, сказали: «Ну, сама решай, тебе жить», – никто меня не отговаривал. Я поплакала и пошла сдавать экзамены – так я начала учиться. Но, закончив институт, я все-таки еще не думала, что буду тренером. Я познакомилась в жизни с мужчиной-тренером, вышла замуж за него, и мы стали ездить на сборы вместе. А когда он уехал один, то оставил мне детей, и с этого момента получилось так, что, хотела или нет, но я начала тренировать. Потом меня взяли в спортивную школу – и вот я тренер.

Вы сказали, что не планировали становиться тренером. Не жалеете ли вы, что так получилось?

Нет, я не жалею. Я вообще в принципе никогда ни о чем не жалею, а тем более, что я стала тренером. На данный момент, если честно, я даже не вижу себя в другой профессии, поэтому, безусловно, я не жалею.

Назовите такие качества, которые, по вашему мнению, помогают вам быть хорошим тренером.

Я думаю, выделить одно качество только могу, это любовь к детям, причем любого возраста. Да, пожалуй, только его – это самое главное.

Что мотивирует вас продолжать тренировать ребят?

Конечно, меня мотивирует желание самих детей. Иногда кажется, что некоторые не хотят заниматься, – заставляешь, ругаешься на них. А когда я только подумаю, что ребенок встал, допустим, в пять или в шесть утра, приехал и его не заставляют родители, – это уже вызывает у меня уважение и восхищение. Каждый ходит за своим: кто-то – пообщаться, кто-то хочет достичь спортивных успехов – и мотивирует меня то, что дети ходят. Если они пришли за успехами в спорте – это здорово, я должна им это дать. Если – за общением или для здоровья, то я тоже должна это дать. Существуют у нас даже споры с моим коллегой, что нужно некоторых детей, которые плохо тренируются, выгонять, но я решила, что моя миссия – это оздоровление поколения. И вообще, не в моих принципах кого-то выгонять, поэтому я нахожу прекрасное в каждом ребенке, пусть он хулиган или с лишним весом, слабенький, тощенький… Самое главное, что дети приходят ко мне.

Как вы считаете, какими качествами, в первую очередь, должен обладать спортсмен?

Должно быть желание, все остальное прибудет. У меня был один мальчик, приехал с Карталов, кривой, косой, у него был очень сильный сколиоз и плоскостопие, и все это – на такой ужасной стадии, что ему даже наша врач – Татьяна Михайловна – запретила тренироваться, хотя она всегда за спорт. Но мальчик очень хотел – конечно же, я его не выгнала. Еще я всегда специализировалась на средних дистанциях, а он очень любил прыгать в длину, и я его хотела, когда окрепнет, передать другим тренерам, которые занимаются прыжками в длину. Но он сказал: «Нет, я не хочу», – и начали мы с ним тренироваться. В итоге, несмотря на то, что я никогда не была тренером по прыжкам в длину, не изучала это, «допрыгал» он все-таки до мастера спорта. А ведь мальчик был из очень неблагополучной семьи: родители пьющие, и жил он с теткой в своей деревне. Когда он сюда переехал, сложно было сказать, что с ним будет дальше, но спорт его вытащил. Мальчик превратился из гадкого утенка в лебедя: он сейчас здоровый мужчина, красивый, до сих пор занимается спортом. У этого ребенка было желание, он всегда мне говорил: «Я хочу заниматься спортом, я хочу прыгать в длину». Поэтому, что бы ни случилось, желание на первом месте.

По-вашему, с каким детьми легче работать: с младшими или с более старшими? И почему?

Очень сложный вопрос, чтобы ответить однозначно. Я не могу сказать, с какими легче работать, это все по-разному. С младшими детьми сложность (ну, если назовем это сложностью) в том, что им нужно давать очень много эмоций, их заинтересовывать нужно, грубо говоря, перед ними прямо нужно скакать, танцевать. Эмоционально это очень сложно. Когда выходишь от младшей группы, кажется: что такое, там же маленькие дети, всего лишь-то дал им тренировку и все – не поймешь иногда, почему сил нет. Отдаешь очень много эмоций, потому что, еще раз повторюсь, главное – их заинтересовать, чтобы они полюбили спорт, и если ты будешь давать им всегда кросс или спец беговые, то это же рано или поздно надоест и им не захочется ходить. Переходим к старшим, которые вроде бы все умеют, –им как раз можно давать нудные тренировки, но тут встает ответственность. Ответственность перед спортсменом: здесь нельзя ошибиться, потому что спортсмен верит и хочет выступить хорошо, и если ты не так спланируешь тренировку, то спортсмен не выступит должным образом и будет грустно всем. Когда не получается выступление, страдает, конечно же, спортсмен, но не меньше переживает тренер, потому что мы после соревнований сидим и думаем: «Что же не так прошло? Что не так дали? Что не так сделали? Где не хватило? Где было упущение?» Поэтому «прелести» есть в любом возрасте.

Как тогда привить ребенку любовь к спорту?

Конечно же, интересными, веселыми тренировками, добрым отношением к ребенку, и коллектив немаловажен. Детки, конечно, всякие есть. Некоторые приходят (я сейчас, конечно, про маленьких говорю, у старших другие интересы и цели) именно в коллектив. Они рады видеть своих друзей, прямо «щенячья» радость там такая, особенно у мальчиков маленьких. Некоторые девочки приходят именно ко мне, они бегут, ни с кем не разговаривают, им нужно только мое внимание – вот они дерутся, образно говоря, за него. Да, наверное, только интересными тренировками, любовью, вниманием – этого им очень недостает. Некоторым в семье не хватает внимания, потому что, когда я провожу тренировку, они столько рассказывают, я всегда смеюсь, думаю: «Ой, родители, знали бы вы, что ваши дети рассказывают на тренировках, вы бы с ума сошли, сколько мы знаем смешных историй».

Ваш ученик теперь тренирует спортсменов вместе с вами, как так получилось?

Когда я ушла в очередной декрет, он на момент моего ухода еще сам тренировался, был действующим спортсменом. У меня была очень хорошая группа, и я даже «немножечко» уговаривала его, говорю: «Давай, давай, пойдем к нам тренером работать, я тебе отдам группу, а то я не могу никому передать детей, нет достойных, кому бы я спокойно передала». Но на тот момент он сказал: «Да вы что, нет, конечно, не буду я тренером работать». И когда я уже вышла, спустя полтора-два года, смотрю: он устроился и начал работать в нашей спортивной школе. Что мотивировало его – сложно сказать. Он окончил институт, закончил свою спортивную карьеру и пошел работать тренером. Сначала он тщательно проводил отбор детей, то есть все по правилам старался: пришел в школу, устроил им тестирование и хотел отобрать самых сильных, чтобы сразу уже из них делать чемпионов. Но над ним все учителя посмеялись, когда я приходила по набору. Он все делал правильно, однако в наше время это так не работает. Надо брать всех, кто хотя бы просто желание имеет, потому что сейчас очень сложно: их, талантливых, мало, и уже они чем-то занимаются. По итогу у него занималось всего три человека – естественно, была очень маленькая зарплата. Ну и в один момент я просто сидела на скамейке, смотрела, что у него очень мало народу. Он приходит, каждое утро то одного, то двух тренирует – и я предложила тренировать вместе. У меня было много ребят, он согласился, очень долго втягивался, боялся толпы, волновался. Потом я как-то заболела, и это сделало большой прорыв: он взял все в свои руки, перестал опаздывать, бояться детей, и все пошло с каждым разом все лучше и лучше. В сентябре у нас была новая тарификация (зачисление спортсменов в группу), и я просто ему одну большую группу малышей отдала, а у меня еще были. Таким образом, нас сделали как бригаду, и сейчас мы до сих пор так работаем.

Как вы поступаете, когда у вас не совпадают какие-то взгляды на то, как нужно тренировать спортсменов?

Ну, мы ругаемся. (смеется) Мы часто очень спорим, но радует одно, что мы всегда в итоге миримся и договариваемся. Прежде всего, это уважение, конечно: у него – ко мне, у меня – к нему. Не знаю даже, как сказать, если мы поспорили, поругались… Каждый остается при своем мнении, но мы договариваемся всегда. Очень часто, конечно же, Александр Андреевич прислушивается. Сейчас очень много информации в сетях, и молодые тренеры читают ее. Как вот мне мама, допустим, присылает всякие сообщения: не поднимайте кошелек, иначе он взорвется. Примерно столько же много информации разной и по спорту есть. Очень все грамотно, хорошо расписано, и иногда даже кажется, что да, вот так оно и должно быть. Молодые тренеры, конечно же, это все хватают. И это нормально, потому что хочется идти в ногу с наукой. Александр Андреевич, допустим, считает, что я как-то «по старинке», как раньше все тренировали, что сейчас так нельзя тренировать. У нас, в принципе, только в этом разногласия: я склоняюсь к ощущениям, чтобы научить ребенка самого слушать свое тело, сначала изучить свой организм – это очень сложно. Я его в свое время не изучила, только позже, будучи уже взрослой, чувствовала, что происходит с моим телом. А раньше я бегала: что скажут – то и делала. Это же очень просто, в принципе: тебе дали задание – ты побежала, не нужно думать совершенно, бежишь себе и бежишь. Я считаю, очень важно, особенно для девочек, изучить свое тело, свои ощущения. Я стремлюсь к этому и очень часто даю свободу действий, допустим, говорю: «Бежим по ощущениям». В принципе, только в этом у нас споры и в четкости: я всех тренирую, а он любит, чтобы дети слушались, чтобы оставались только те, кто хочет и делает. Ну и мне приходится отстаивать каждого ребенка и говорить: «Нужно дать шанс, если все будут выгонять – он потом станет преступником». Договариваемся, конечно же, договариваемся. Бывает, да, наши взгляды не совпадают, но мы всегда договариваемся, так-то в принципе мы «дружненькие».

С какими страхами в течение своей работы с детьми вы сталкивались? Остались ли какие-то из них до сих пор?

Поначалу мне очень было страшно устраивать родительское собрание. Первое мое родительское собрание…я долго на него настраивалась. Был страх сценический – выступления перед публикой. Но со временем это все прошло, сейчас такого уже нет, даже нравится очень. А страх, наверное, что что-то может с кем-то произойти всегда: на соревнованиях, на сборах. Я думаю, – невозможно никак это из головы выкинуть – чтобы все были здоровы, чтобы ни с кем ничего не произошло. Подведением итогов какого-либо сбора я всегда говорю: «Все живы-здоровы приехали».

 Как бы вы объяснили случайному прохожему, что такое легкая атлетика?

Когда я хожу по набору в школу, я детям и рассказываю, что это такое, и – благо, сейчас телефоны есть, где можно картинку скачать – показываю, конечно же, всю красоту стадиона: наглядно это все выглядит интереснее. И объясняю, что легкая атлетика – это бег на разные дистанции. Почему на разные, потому что обычно детей пугают, что бег – это очень долго и мучительно. Как можно бежать короткую дистанцию, так же и если ты очень любишь бегать долго, то можно бежать долго в удовольствие. Плюс, это бег с барьерами, это прыжки в высоту, в длину. Да, я просто перечисляю все виды легкой атлетики.

Насколько вообще спорт важен в жизни человека? Как не допустить такого, чтобы он был во вред?

Конечно же, я считаю, что спорт важен в жизни человека. Рассмотрим для детей: он организует. Скажу простыми словами: ребенку, который преодолевает сложности на дистанции, развивает выносливость, терпение, проще в учебе, чем тому, который ничем не занимается. Спорт организует на всю жизнь. Я всегда детям говорю: «Если не получится из вас великого спортсмена, (таковых мало, на пьедестале первое место только один заслуживает спортсмен, остальные, к сожалению, все стоят на параде, хлопают и смотрят) спорт потом помогает по жизни: человек, который занимался спортом, легкий на подъем». Есть такие «гундосные» люди, которым никогда ничего не хочется, ну взять какие-нибудь походы, прогулки длительные, вообще же движение – это жизнь. Ребята, которые занимались в детстве, в юности спортом, очень подвижны в течение всей жизни. А во вред спорт может быть, когда, конечно же, это допинг. Он действует на организм отрицательно. Допинг начинают принимать, когда высокие амбиции: хочется неважно каким путем быть лучшим, добиться высоких результатов, скорее всего, доказать всем – это уже, я считаю, проблемы с головой, потому что не нужно никому ничего доказывать, нужно заниматься тем, что тебе нравится. А когда ты хочешь что-то доказывать, то уже пропадает чувство сохранения здоровья – и человек начинает употреблять допинг. Это, конечно же, вредит здоровью на гормональном уровне и так далее… А больше спорт ну никак не может навредить. Травмы бывают, но, знаешь, травмы нельзя считать, потому что травма может быть, что ты идешь, споткнулась, поскользнулась, упала – и у тебя травма. Ну и, слава богу, у нас медицина на высшем уровне, все лечится. Во всем остальном, кроме допинга, спорт только на пользу. Ну, я говорю о спорте о детском, наверное, больше. Спорт высшего мастерства…Хоть я и тренер, конечно же, я всегда должна грезить Олимпийскими играми, но я почему-то не люблю это дело. И даже иногда «в тихушечку» родителям, чтобы их дети не слышали, говорю: «Вот до 11 класса потренируетесь и потом все, не нужно никому ничего доказывать, спорт должен быть во благо».

Татьяна Буренина,
подготовительные курсы ЧелГУ

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты