А так ли хорош спектакль? или Мысли вслух о «Спектакле Джо» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяОстрый вопросА так ли хорош спектакль? или Мысли вслух о «Спектакле Джо»

А так ли хорош спектакль? или Мысли вслух о «Спектакле Джо»

Группа «Король и Шут» завоевала в свое время огромную популярность. Ее слушали все, восхищаясь сказочными историями, которые рассказывали музыканты со сцены. Сложно сейчас назвать человека, который не знает песни «Лесник» или никогда не подпевал словам «Прыгну со скалы». К сожалению, после ухода Михаила Горшенева, ушла и эпоха «Шутов». Остались, безусловно, «Северный флот» или «Князь», но это было уже «не то» для тех, кто привык к исполнению Горшка.

Одной из причин популярности «КиШ» могу назвать их направление – хоррор-панк. На момент появления группы оно было новинкой отечественной сцены. Однако музыканты не ограничились только одним каким-то направлением, нет. Тексты «Шутов» были их главной «изюминкой». Это были полностью законченные истории, басни, как говорил сам Горшенев, причем на самую разную тематику. Исторические моменты, сказочные мотивы, мифологические, юмор – все сливалось в особом симбиозе, образуя отдельный жанр «Короля и Шута».

Неудивительно, что появилось множество похожих коллективов, пожелавших писать свои «страшные» и «загадочные» истории. Вот только несколько самых известных: «Сказки черного города», «Nagart», «Князь». Помимо них относительно недавно, в 2016 году, появился коллектив «Спектакль Джо». Его сегодня разберу подробнее.

Я познакомился с этой группой абсолютно случайно, когда поток рекомендаций музыкального сервиса выдал мне песню «Рукописи не горят». Первое впечатление композиция оставила замечательное, хотелось слушать снова и снова. Конечно, мне захотелось узнать о группе, которая ее спела, больше. Недолгий поиск привел меня на официальную страницу «Спектакля Джо» в сети «ВКонтакте». И с этого момента мое отношение к коллективу поменялось.

Причиной перемены стал язык постов группы на стене. Отсутствие запятых и непонятные конструкции из слов убили у меня желание знакомиться с их творчеством. Более того, некоторые посты были похожи на фарс или откровенный стеб.

Большое количество постов, датирующихся апрелем 2021-го года, были написаны только за тем, чтобы кто-то отправил группе денег. Это тоже не работает на имидж группы. А посты, датирующиеся 2020-м годом, содержат в себе крайне неоднозначную и сложно проверяемую информацию о группе и контактах ее лидера.

Правда ли, что фронтмен «Спектакля Джо» знаком с Тиллем Линдеманом? Неизвестно. В посте ВКонтакте указано, что Тилль говорил про русские группы в интервью журналу «Revolver».

Недолгий поиск привел меня к посту группы «Спектакль Джо», в котором они ссылались на сомнительное видео на хостинге YouTube.

В видео рассказывается про русскоязычные группы, которые слушает фронтмен «Рамштайн». Среди них были названы «Натиск», «Ария», «Король и Шут», «Спектакль Джо» и еще с десяток малоизвестных треш-коллективов. При этом из видео не удается понять, стеб это или достоверная информация. Но я почему-то склоняюсь к тому, что это больше юмор, чем что-то реально достоверное.

Тем более, в интервью «Револьвер» от 13 ноября 2019 нет и упоминания о русских рок-группах. Ни слова!

Небольшая ремарка: интервью, указанных в посте октябрем 2019, нет на официальном сайте «Revolver». Обман?

Да и остальные пиар-ходы группы отдают желтизной. Неужели фронтмен «Спектакля Джо» Герман (Мастер) Загуменнов знаком с Тиллем? Или его семья с Василием Лановым? Или он сам с Михаилом Горшеневым? Понять сложно, но и не нужно. Одного прокола с фронтменом «Рамштайн» хватило.

Если останавливаться на музыке и текстах «Спектакля Джо», то может возникнуть ощущение того, что их писал не Мастер, а кто-то не знающий русского языка. Безусловно, писать стихи – талант, и дано не всем. Но правила стилистики и сочетаемости слов легко ищутся в интернете и в книгах ближайшей библиотеки.

Чтобы не быть голословным, приведу примеры из песен «Рукописи не горят», «Портрет» и «Монах и бес».

Спалили рукопись мою,

Но лишь сильней она в бою!

Дым от страниц сплотится в яд!

Рукописи не горят!

Живёт идеей мой сюжет,

В нём для безумцев места нет!

Вас буквы в камень превратят!

Рукописи не горят!

Может, я придираюсь, но почему «дым» должен «сплотиться»? И вокруг чего сплотиться? Ради чего? Непонятно. Более того, никаких боев в песне нет. Сюжет описывает нам следующее: Мастер (писатель, наверное) пишет, видимо, произведение за столом. К нему врываются грабители, но навечно остаются в доме писателя, потому что их заколдовали «творения черного козла», охраняющие гений Мастера. Сюжет мифичен, да. Но никаких боестолкновений в нем нет.

Следующий пример – последний куплет и припев песни «Портрет»:

В картину шагнул по-свойски, так пафосно, по-геройски,

Как будто каждый день туда-сюда ходил.

Но тут же рука в перчатке стальной леденящей хваткой

Вцепилась в шею, и дед злобно завопил:

Ты пришёл в мою обитель, ты теперь мой вечный зритель,

Мы немые лица спектакля одного!

Только фокус мой не в этом, будешь ты теперь портретом,

А я житель буду дома твоего!

Странным и режущим слух мне показались слова «стальная леденящая хватка». Леденящий может быть ужас, страх, звон, стук, звук. Хватка да, может быть стальной. Ошибка, товарищ Мастер! Кроме того, «обитель» в контексте картины не то, чтобы сильно выделяется и мешает слушать, сколько оставляет неприятный осадок. Как рифма на глагол, ей-богу.

А последняя песня в моем «расстрельном списке» мне понравилась только игрой на инструментах. Весь ужас хоррор-панка, к сожалению, заключен в этой фразе:

Одна молитва, а вот дел на гулькин нос

И я хочу сейчас тебя заверить!

Что в этот мир я для того зло принес,

Чтобы каждый научился жить…

«На гулькин нос»?! Это грубое нарушение. Фразеологизм от того и имеет особые правила «установки» в текст, потому что никогда не меняется! И любое изменение частей фразеологизма вызывает ощущение безграмотности говорящего и решительное неприятие сказанного.

Казалось бы, мелочи это все, потому что группа-то хорошая. О ней говорят, восхищаются – как люди могут ошибаться? Могут, причем делают это с удовольствием. Да, мелочи. Странный пиар, странные посты на стене официальной группы и ошибки в текстах. Но именно из таких мелочей складывается отношение к коллективу. И, к сожалению, любую лояльность могут убить мелочи.

Леонид Каменщиков,

подготовительные курсы журфака ЧелГУ

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты