Она была несчастлива по-своему: балет «Анна Каренина» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяРецензияОна была несчастлива по-своему: балет «Анна Каренина»

Она была несчастлива по-своему: балет «Анна Каренина»

Сцену окутал снегопад. И лишь яркий свет софитов пробирался сквозь белые хлопья снега, освещая железнодорожный перрон, где уже столпился народ. Тишина. Здесь закончилась одна человеческая история, для того, чтобы вскоре началась другая

Культовый роман Льва Николаевича Толстого о женщине, ищущей свое место в любви и, пожалуй, посвятившей ей всю свою жизнь, заиграл по-новому. 

Эту яркую, словно вспышка, любовь Челябинский театр оперы и балета «поставил на пуанты» почти четыре года назад, но балет до сих пор не перестает собирать полный зрительный зал. 

Из 800-страничного произведения на сцене блистали только главные герои основной сюжетной линии: яркая Анна Каренина, сдержанный и строгий Алексей Каренин, статный Алексей Вронский, маленький сын Сережа и милая Кити Щербацкая.

Но кроме них вы встретите трех загадочных персонажей в масках – интересная задумка постановщика. «Маски», облаченные во все белое, раскрывают зрителю истинные чувства и желания героев «Карениной». Они же в прямом смысле сковывают Анну во время путешествия с Вронским, не дают покоя. Героиня тонет в своей же ревности, она не подвластна самой себе, ее полностью контролируют эмоции и чувства. 

Закружили в легком танце постановку и светские дамы в переливающихся всеми цветами радуги платьях, которые также отражали атмосферу и выражали настроения высшего общества. Так, все гости ужина были облачены в угольно-черные наряды, когда как Анна была в ярко-красном платье, что может символизировать протест со стороны главной героини, нежелание жить по законам светского общества. Она выделялась среди всех, став изгоем в своем привычном круге общения.

Роман «ожил» в стенах театра пророческим эпизодом приезда Анны в Петербург, где подвижные платформы-лестницы служили перроном, а динамичные черно-белые наброски на заднем экране плавно рисовали очертания злополучного вокзала. Судьбоносная встреча будущих влюбленных переместилась на торжественный бал, там и зародилось прекрасное чувство между двумя героями.

«Это чувствуется в воздухе, это чувствуется сердцем»

Но сколько бы ни приходилось восхищаться идеально подобранной цветовой гаммой, простыми, но символически важными декорациями – главная чувственность раскрывается именно в танце. Нет ничего кроме танца и истории, которую он доносит до зрителя. Пластичность, грация, нежность и вместе с тем твердость, уверенность – это все то, чем обладает балетная труппа. Балерины и балетмейстеры плавно переносят зрителя в разные этапы жизни Анны Карениной.

Внутренний голос героини хорошо показан пластикой тела в трех эпизодах балета: в ссоре с мужем, в путешествии с блистательным офицером и в ужаснейшей концовке. 

В разговоре с мужем Анна открыта, резка, непоколебима. Движения  балерины отрывистые и жесткие. Алексей Каренин же напряжен, сосредоточен, движения скованные и тяжелые. Его герой мучается, его на части раздирают «слова» некогда любимой женщины.

В Венеции Анна другая. Она легкая, воздушная, нежная. Молодая женщина окрылена любовью, в ее мире больше нет ничего кроме этой, такой неправильной, но такой долгожданной любви. Вронский, наоборот, показан отстраненным, холодным, задумчивым. Он все чаще отталкивает от себя Анну.

Не менее важно окружение Анны в этот момент: вокруг женщины люди в венецианских масках. Они закручивают героиню в центр. Словно в лабиринте, она пытается выйти из их окружения, но не может. Анна оказалась совсем одна со своей любовью в кругу безликих масок. Женщина стала терять себя.

Каренина становится то чрезмерно суетливой, в ней кипит обида, она теряет контроль над своими чувствами, то безразличной, совершенно опустошенной, готовой на безрассудные поступки.

«Как многое из того, что казалось мне тогда прекрасно и недоступно, стало ничтожно»

Именно будучи безразличной и опустошенной Анна пытается отчаянно найти выход из той ситуации, в которую она сама же себя и загнала. Будучи безразличной и опустошенной, она находит лишь один «верный» путь – закончить этот путь. И именно будучи безразличной и опустошенной она поднимается на перрон, выходит на рельсы, перекрещивается и… 

Сцену окутал снегопад. И лишь яркий свет софитов пробирался сквозь белые хлопья снега, освещая железнодорожный перрон, где уже столпился народ. Тишина. Здесь закончилась одна человеческая история. История женщины, которая жила ради любви и счастья, но для ее любви и счастья не было места. Несчастливая по-своему – Анна Каренина.

Валерия Широченкова

Фото: Челябинский театр оперы и балета

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты