О том, почему вы построили не правдивые параллели с фильмом и как было на самом деле. Разбираемся с «Сумерками».
Нашумевшая вампирская сага «Сумерки» Стефани Майер вышла в свет в октябре 2005. Тогда читатель впервые познакомился с девушкой из солнечного Финикса и загадочным парнем из туманного Форкса.
Первая часть масштабного проекта стала сенсацией для книжного, и не только, комьюнити и принесла нам мотив вампирской подростковой любви. Который после начали активно использовать в книжных и кинопроектах.
Но почему культовая когда-то книга, стала причиной хейта в современном мире? Как ни странно, это связано с экранизацией.
Что не так с фильмом?
Экранизация с Кристин Стюард и Робертом Патиссоном в главных ролях вышла в кинопрокат в 2008. Была вполне лояльно воспринята аудиторией и горячо встречена фанатами истории. Однако спустя почти 15 лет воспринимается резко и в негативной коннотации. Как это вышло?
Несмотря на то, что сама авторка числилась в списках то ли сценаристов, то ли консультантов, в фильме были вырезаны или переиначены самые важные фрагменты сюжета или «незначительные» диалоги, которые могли намного лучше отразить историю Беллы и Эдварда.
Главных героев сделали без эмоциональными до невозможности, хотя актеры были приближены к возрасту своих персонажей. Ну, кроме Роберта, конечно, тысячу лет он не прожил к тому времени. Здесь ключевое то – что подростковую историю попытались вывернуть в сторону излишнего драматизма накинув загадочную пелену.
Это было лишним. Сам сюжет был загадочен. Важно было показать взаимодействие Эдварда и Беллы. И это, к сожалению, провалилось. Милые, подростковые диалоги урезали или вырезали совсем, выкрутили динамичность и драму на полную и оставили как есть.
После прочтения у меня большие вопросы есть также и к выбору дома Калленов. Небо и земля, если сравнивать экранизированную версию с канонической из книги. Что мы увидели в фильме? Здоровущий современный особняк какой-то невероятной формы. А в книге все более спокойно:
«Этот дом был построен, наверное, лет сто назад. Элегантный трехэтажный прямоугольный дом молочно-белого цвета с потемневшей от времени краской. Дверные и оконные рамы старинного образца … были бережно отреставрированы».
Также спокойно прошла и встреча семьи Эдварда с Беллой. Никаких скандалов и напускной истерики Розали. Ее вообще там не было. Сдержанные приветствия, прогулка по дому, игра на рояле.
А помните знаменитые шапочки выпускников в рамке? Их тоже не было в книге. Деталь более значимая, на мой взгляд, висела на стене – деревянный церковный крест. В книге он расположился недалеко от кабинета Карлайла. И значим именно для него, поскольку его отец был священником. Этот крест висел за кафедрой.
Это невероятная деталь, благодаря которой можно в целом понять отношение главы Калленов к своей сущности, его работе, отношению к людям и отказе от человеческой крови. После этого, вы скажите, что вариант с шапочками выпускников был лучше? Я так не думаю.
И таких не состыковок масса. Именно за счет решения адаптировать текст и не включать мелкие важные и интересные детали фильм сейчас, по прошествии времени, воспринимают с негативной коннотацией.
Вопиющая несправедливость
Взаимоотношения героев. Для меня лично в «Сумерках» это один из поводов перечитать книгу еще несколько раз. Они прописаны очень мило. За ними интересно наблюдать.
Вспомните, как вы ведете себя с незнакомым человеком, который вам импонирует? Начинаете играть в «100 вопросов». Это такой момент, когда хочется узнать как можно больше, чтобы понять интересно ли будет общаться с этим человеком, какой у него характер, похожи ли вы в чем-то?
«Какой твой любимый цвет?», «Что любишь больше, солнце или дождь?», «Чай или кофе?», «Лето или зима?» – вот какие вопросы вы обычно задаете. Забавные, совершенно не сложные, местами странные – и это прекрасно. Часть нашей жизни.
Так вот, что если я скажу вам, что книжный Эдвард совершенно отличается от своей экранизации? Не такой замкнутый и без эмоциональный, не хранящий «страшную тайну». Поверите ли вы мне, если я скажу о том, что наш книжный герой был весьма заинтересован в том, чтобы разузнать много разных подробностей о Белле и устроил ей «день вопросов»? Абсолютная правда.
В главе 11 «Осложнения» можно найти презанятный диалог героев. Узнать о том, что любимый цвет у Беллы «день на день не приходится», а в качестве любимого камня она назовет топаз и покраснеет, «потому что до недавнего времени любимым камнем был гранат. Но глядя в его топазовые глаза, было невозможно не понять, почему изменились пристрастия». Вот так мило. И если бы мы увидели это на экранах, было бы круто.
Она не дурочка!
Но главное мое недовольство в сторону экранизации направлено на то, как изобразили Беллу. В фильме мы увидели глуповатого вида девушку, которая удивляется чему-то гиперболизировано и наиграно, при этом не проявляет каких-либо эмоций в остальном.
Кристин Стюард показывает нам Беллу, которая очень долго сопоставляет факты и безвкусно одевается. Однако в книге перед нами очень жизнерадостная девушка с острым критическим мышлением, любовью к коротким топам и шортам, собственным характером и остроумными шутками. Книжная Белла очень быстро догадывается о том, что Эдвард вампир и ей совершенно на это все равно. Она не пугается или отстраняется, когда юноша начинает рассказывать что-то о себе, не боится первая задавать вопросы и говорит прямо что думает.
Так скажите, как из довольно неплохо прописанного персонажа, Белла превратилась в серую бесхребетную мышь без какого-либо критического мышления, которую нужно вытаскивать из каких-либо ситуаций? Потому что у меня на этот вопрос нет ответа.
Чего вы ждали от Young Adult?
По отношению к «Сумеркам» можно встретить очень много негатива. Люди не понимают, как история про любовь девушки и вампира может быть интересной, упоминают о том, что книга скучная.
Здесь следует отметить, что этот роман можно отнести к литературному направлению Young Adult (подростковая литература – прим. автора). В статье «Young Adult как направление художественной литературы для старшеклассников» авторства Березиной А. В. и Бочаровой А. В. говорится, что эта литература не только о подростках для подростков, но так же и интересные для взрослых книги. В центре повествования таких книг тема взросления, взаимоотношений в семье и в школе, дружбы и первой любви; произведения характеризуются динамичным повествованием и напряженным, драматичным сюжетом, реалистичностью в изображении чувств персонажей и их взаимоотношений; нередко поднимается проблема выбора, присутствуют мотивы борьбы и преодоления испытаний; авторы также обращаются к социальным проблемам.
При этом важно понимать, что книги этого направления могут быть написаны совершенно по-разному: с разным посылом и идеей. Поэтому, когда «Сумерки» начинают сравнивать с другими книгами из направления – это не совсем правильно.
Нужно понять специфику направления на рубеже 2000-х годов. Потребность в подростковой литературе была, но вопросы, которые волновали поколение немножко отличались от вопросов современных подростков.
Написав первую часть саги в 2005 году, Стефани Майер заложила неплохой фундамент для дальнейшего раскрытия сюжета. Качественно расписанных героев с детальной проработкой мира.
«Сумерки», вышедшие в далеком 2005 до сих пор вызывают множество споров и разногласий. При этом после прочтения история оставляет приятное впечатление. Интересная и яркая история любви вампира и девушки продолжает привлекать читателей самого разного возраста. А все это, на мой взгляд, показатель того, что бестселлер The New York Times продолжит оставаться в топе литературы еще долгое время.
Автор: Софья Тришкина, ФЖЗ-201