(Не)сильный женский персонаж: Русалочка VS Барби - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяРецензия(Не)сильный женский персонаж: Русалочка VS Барби

(Не)сильный женский персонаж: Русалочка VS Барби

В этом году вышли два масштабных фильма – «Барби» от студии Warner Bros. и «Русалочка» от Disney. На обе картины возлагались большие надежды, но лишь одна по сборам превысила отметку в миллиард. Рассмотрим, как на это могли повлиять героини произведений.

Главный герой – лицо фильма, тот, за кого аудитория волнуется больше всего, проживает его эмоции и ощущения. Если он окажется невзрачным – качество фильма заметно снизится в глазах массового зрителя. Сложнее всего произведениям, чей сюжет уже давно известен публике.

Новой версии «Русалочки» было особенно тяжело. Даже если не все знакомы с оригинальной сказкой Ханса Кристиана Андерсена, сложно найти человека, не смотревшего мультипликационную экранизацию от Disney 1989 года. Но, зная об этом, студия взялась за производство. В рекламной кампании ставку сделали на «звездочку» фильма – чернокожую актрису и певицу Холли Бейли.

Кадр из фильма «Русалочка» The Walt Disney Company

Подобно прошлым ремейкам от студии, «Русалочка» гордилась сильной и самостоятельной главной героиней. Фильм показывает ее свободолюбивой личностью: девушка жаждет узнать как можно больше об окружающем мире, о надводном народе и их быте. Она с легкостью придумывает, как сбежать от акулы, прячет от грозного отца коллекцию вещей из чужого мира.

Ариэль в новом фильме, по-моему, неплоха. Однако режиссеры неправильно расставили акценты, стараясь сделать ее «по-настоящему» сильной. У русалочки возникла не любовь с первого взгляда, а желание быть рядом с человеком, разделяющим ее идеалы и взгляды на жизнь. Ариэль готова делиться знаниями о подводном мире с принцем, в то же время изучая мир людей.

Кадр из фильма «Русалочка» The Walt Disney Company

Так что же с ней не так? Что в моих словах не соответствует «сильной героине»? И что, по-моему, режиссеры показали неправильно?

Начнем с того, что она не боролась до конца за возлюбленного, а помчалась спасать принца, лишь узнав о привороте Урсулы. Ариэль готова без боя стать слугой ведьмы. Она не попыталась узнать, почему принц поступает так, а не иначе. И это при условии, что прошлый вечер они счастливо провели вместе. Русалочка теперь не сама подписывает контракт с морской колдуньей. В мультфильме же она боится, но самостоятельно принимает решение о сделке с Урсулой. В фильме скорее ведьма подталкивает ее к этому, манипулирует и вынуждает.

Кадр из фильма «Русалочка» The Walt Disney Company

Аудитории сложно сопереживать героине. Мы помним храбрую, эмоциональную и свободную Ариэль 1989 года. И когда встал выбор – мультфильм или фильм – зрители по всему миру отдали любовь по-настоящему рыжей русалочке.

Итак, Ариэль предстает перед нами персонажем, не готовым отказаться от привычной жизни ради любимого. Своими поступками она вынуждает отца пожертвовать жизнью и троном. Друзья вкладывают больше усилий в становление отношений русалочки и принца, чем сама героиня. Именно поэтому я считаю, что Ариэль лишь ложно-сильная девушка: ее изо всех сил стараются показать самостоятельной, способной, храброй. Тем не менее самый главный выбор всегда был сделан за нее.

Кадр из фильма «Барби» Warner Bros.

А что насчет «Барби»?  Думаю, отсутствие каноничного прошлого как никогда пошло кукле на пользу. В мультфильмах она десятки раз представала принцессой, русалкой, феей, рок-звездой и много кем еще. Не было четкого амплуа, к которому мы могли бы привыкнуть. Именно это дало полную свободу сценаристам. Пошло ли это им на пользу? Определенно, да. Фильм не акцентирует внимание зрителей на повестке и особенно важном сейчас наличии сильной героини. Вместо этого в какой-то степени авторы высмеивают данные стереотипы. Утопический матриархальный мир, где все счастливы? Именно то место, где должна жить идеальная Барби! Кем должны быть жители в этом мире? Тоже Барби! Барби-полицейский, Барби-доктор, Барби-соседка и Барби-президент. Но кого из разнообразия сильных и реализовавших себя героинь выбрали главной? Стереотипную Барби!

Кадр из фильма «Барби» Warner Bros.

Несмотря на то, что Барби не выставляют сильной в лоб, фильм подразумевает, что так оно и есть. В их мире, конечно. Она важнее Кена, не имея при этом никакой отличительной черты. Все любят ходячий стереотип, прислушиваются к ее мнению. В то же время Кен – никто без взгляда своей идеальной половинки.

Здесь, на мой взгляд, возникает идеальный конфликт. Внезапно Барби просто становится неидеальной. И в этот момент кукла начинает приобретать человечность. Думают ли зрители, что плачущая Барби слаба? Осуждают ли прямое желание переложить ответственность на других? Кукла четко знает, чего она хочет, отказывается от путешествия в реальный мир, хочет забыть про смерть и прямые ступни.

Кадр из фильма «Барби» Warner Bros.

– Я всегда хотела только одного – чтобы все оставалось как было!

Но приключение все равно начинается. Делает ли оно Барби сильнее, разбивая ее представление о мире и влиянии на реальность? Нет! Героиня впадает в экзистенциальный кризис, плачет, больше ничего не хочет. И на фоне этого расцветает, когда берет себя в руки. В конце фильма она самостоятельно – в отличии от новой Ариэль – решает оставить свой мир в пользу реального. Фильм «Барби» не идеален, но харизматичные актеры и отказ от непобедимого героя играют ему на руку. Высмеивание стереотипов, долгие размышления о месте женщины в мире – это то, чего мы еще не видели в «Барби», какой бы сильной она ни была в мультфильмах.

Мне кажется, главная проблема фильма «Русалочка» – именно героиня. Но связано ли это с тем, что ее хотели показать как сильную, но не смогли? Ведь поменяйся Ариэль с принцем ролями, и мы точно так же ругались бы и на него. Вы можете не согласиться со мной, но она просто слаба как персонаж, а не девушка или новая русалочка. Ее не прописали качественно, понадеявшись на популярность классики. Хороший голос героини, цвет кожи, подходящий под современные стандарты – это прекрасно, но Disney имеет средства, чтобы найти хорошую актрису и подтянуть ее вокальные навыки. Именно поэтому провал фильма – лишь следствие самоуверенности студии, решившей, что для зрителя не обязательно стараться.

«Русалочка» – фильм, подобные которому «Барби» высмеивает, несмотря на то, что они вышли в одном году.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты