Новая обертка старого пряника - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяРецензияНовая обертка старого пряника

Новая обертка старого пряника

Необыкновенное диво, сотканное из старых сказок и легенд, вернулось на киноэкраны – это фильм режиссера Александра Войтинского 2023-го года «По щучьему велению». Я сходил на эту картину в кинотеатр и  готов поделиться своими мыслями по этому поводу.

Образ красивой русской природы, незатейливость старинного города и тепло печки – вот что встречает зрителя в этом фильме. Создатели фильма смогли полностью передать дух и атмосферу сказки.

Основная идея фильма – интерпретация произведения русского фольклора на современный лад. В целом сейчас в российском кинопрокате прослеживается тенденция возврата к старым идеям и образам (например, «Три богатыря», «Конек-горбунок» и т. д.), что ярко видно и в сюжете «По щучьему велению».

Действительно, чего мы можем не знать о ленивце-Емеле, мечтавшем только валяться на печи и ничего не делать? Персонаж до боли знакомый нам по рассказам из детства или старым советским мультикам.  

Однако сценаристы не побоялись оживить сказку, например, новыми лицами: царевна Анфиса, дочка царя, желающая выйти замуж за английского посла. Она задает самоуверенному, по ее мнению, выскочке Емеле невыполнимые задания в стиле «иди туда – не знаю куда,  принеси то – не знаю что». Это отсылает нас к сюжету фильма «Иван-царевич и Серый волк» 2011 года, хотя в русской народной сказке о Емеле этого в сюжете не предусмотрено.

Помимо сюжетной линии поиска любви и вечного счастья сценаристы вложили еще одну тему в повествование: английский посол показывает царю технологические достижения Туманного Альбиона, что заставляет царя искать такие же чудесные предметы уже в своей стране. Один из основных лейтмотивов – «у нас не хуже!». Здесь можно увидеть отсылку к современной политической ситуации. Например, в одном из эпизодов царь (Роман Мадянов) говорит: «Не знаю, как у вас в западных демократиях, но мы привыкли давать простому человеку второй шанс!» – говорит он послу. Сам же посол изображен нелепо, глупо и смешно. Не понятен смысл этого режиссерского решения. Зачем политизировать сказку для детей с маркировкой 6+?  

Отдельное внимание стоит уделить компьютерной графике. Мы видим, что ее качество в отечественном кино повысилось по сравнению с прошлыми годами. Например, такие персонажи как Щука Василиса или Кот-баюн получились достаточно реалистичными, анимация хорошо проработана.

Режиссер грамотно подошел к выбору актеров. Емеля (Никита Кологривый) получился очень убедительным. Молодой актер полностью смог показать путь своего героя – от повесы до видного жениха, готового сделать ради своей возлюбленной все, что угодно. Емеля в исполнении Кологривого – очень наивный и очень яркий персонаж, в отличие от образа Василисы (Мила Ершова). На мой взгляд, на фоне Емели Василиса получилась блеклой и невыразительной. С одной стороны, такая игра соответствует сюжету, однако в некоторых моментах героине не хватало яркости  и убедительности.

В целом фильм – удачный. «По щучьему велению» продолжил традицию старых добрых аутентичных сказок для детей, где основной смысл – это воспитание. Произведение раскрывает тему выбора между собой и любимым человеком, рассказывает о вреде эгоизма и показывает веру в чудо и удачу простого деревенского паренька Емели, чего так не хватает современным детям.  

Просмотр этого фильма – это хороший вариант знакомства ребенка с атмосферой русских сказок. Возможно, для него это будет гораздо интересней, чем смотреть похожий сюжет уже из советских мультфильмов. В сущности, можно сказать, что это очередная экранизация фольклора, что не отличает ее от других более ранних произведений. Изменилась картинка, но не содержание. Однако для погружения в народные традиции не обязательно что-либо кардинально менять. Можно просто посмотреть и прикоснуться к волшебству и обрадоваться счастливому концу без подтекстов и «двойного дна».

Оценка: 6/10.

Богдан Усманов, подготовительные курсы журфака ЧелГУ

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты