Смотрю костюмированные драмы, чтобы изучать паровозы - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяРецензияСмотрю костюмированные драмы, чтобы изучать паровозы

Смотрю костюмированные драмы, чтобы изучать паровозы

Аудитория сериалов растет с каждым годом. По культовым «Друзьям» учат английский и покупают пособия об истории и успехе проекта. Один из популярных сегодня сериальных жанров – костюмированные драмы по книгам или историческим событиям. Пока моя бабушка в третий раз пересматривала «Великолепный век», я решила разобраться в причинах популярности мини-сериалов от британской компании BBC. Давайте посмотрим, почему даже четыре часа хронометража – это время, проведенное не зря.

Адаптация литературных произведений

Компания BBC экранизировала более ста книг. Выбор часто падает на известные и тепло принятые читателями произведения. За два месяца я посмотрела «Север и Юг» (2004) и «Крэнфорд» (2007–2009) по одноименным романам Элизабет Гаскелл. Сериалы вышли почти десять лет назад, но до сих пор они находят свою аудиторию, которая обсуждает эти и другие костюмированные драмы в тематических сообществах в соцсетях. Там же любители подобных проектов ищут новые экранизации и сравнивают их с предшественниками.

Лилия Шитенбург

Главный редактор газеты Александринского театра «Империя драмы» Лилия Шитенбург: «В Англии, как известно, есть пейзажи, замки, актеры и режиссеры, которые не покладая рук ставят классику».

Успех книги не всегда равен успеху экранизации. Но, если вам полюбился роман «Север и Юг» Элизабет Гаскелл, то и одноименная картина должна понравиться. Я не всегда точно представляю героев и атмосферу эпохи при чтении. Но в сериале мы надеваем вслед за главной героиней платье, шляпку, а затем идем сначала по деревенским окрестностям старой Англии, а потом по трущобам большого промышленного города. Зачем? Ее отец покинул пост викария, и теперь семье нужно найти новый источник дохода. Фильм от BBC идеально передает тот самый контраст между спокойным южным Хелстоном – размеренным прошлым и бурным северным Милтоном – суровым настоящим. Напрашивается сравнение города и деревни.

Исторические события

«Крэнфорд» характеризуют простые дома с черепичными крышами, широкие дороги для прогулок милых дам в объемных платьях, простые и интересные мероприятия – встречи с игрой на домашнем пианино или летние пикники. После просмотра сериала появился интерес к железной дороге, которая в городе, конечно, всполошила всех жителей. Интересно, что для людей того времени обычный поезд – такая же диковинная редкость, как и попугай. Герои сериала подвергаются влиянию технического прогресса: все типажи персонажей развиваются и изменяются, дорога как бы приводит и их в движение, заставляет принять неизбежное – силу и пользу прогресса.

Марина Германова

– В костюмированных драмах часто фигурирует технический прогресс, – замечает Марина Германова, зритель сериалов. – В сериале «Аббатство Даунтон» от BBC показано появление света. Дж. Феллоуз продемонстрировал две точки зрения: то, как старшее поколение отказывается принимать новшества, и то, как молодое поколение сразу же и с легкостью внедряет в свою жизнь что-то новое».

Характеры персонажей

К сожалению, слишком типичны характеры многих персонажей в сериале «Крэнфорд». Есть сплетница, добродушная женщина («божий одуванчик»), вдова с аристократическими замашками. Приятны и интересны только сестры Дженкинс, которые дополняют друг друга и образуют гармонию внутри своей небольшой семьи. Они, как плохой и хороший полицейский для других женщин, оберегают консервативный город от лишней суеты.

Во многих сюжетах сохраняется идея счастливой сказки. Персонажи надеются – помириться, выйти замуж, успеть на поезд. И мы, зрители, в тайне верим в них всей душой. На протяжении всего «Севера и Юга» мы видим, как сурового, жесткого человека принципов преображает любовь – владелец хлопковой фабрики становится внимательным и добрым не только к возлюбленной Маргарет, но и окружающим, которых раньше не замечал. Постепенно стирается четкая граница между хозяевами и работниками. Чувства героев противоречивы, как и они сами.  Особенно напыщенно и неестественно ведет себя сестра главного героя, которая старается выглядеть взрослой в глазах матери. Но всем персонажам хочется верить с первого взгляда,

Одежда эпохи

Одежда – одна из важных деталей любой костюмированной драмы. На момент выхода сериалов в Великобритании вернулась мода на крахмальные воротники и украшенную бисером одежду. Зрителям «Севера и Юга» запомнилось яркое фиолетовое платье главной героини, ставшее своеобразной изюминкой сериальной версии и отличием от оригинальной книги.

Каждая деталь гардероба придает женщинам «Крэнфорда» уверенности в себе и удивительно сочетается с общими «нормами». Мне показалось, что никто из героев не хочет сильно выделяться. Да, у тебя может быть самое европейское и старинное кружево во всем городе, но удивление и тайное восхищение вызовут очки на молодой женщине.

Арсений Перваков

Автор телеграм-канала о кино «tv junkie» Арсений Перваков рассказывает о костюмных экранизациях от BBC: «Бюджет феерический, на экране роскошь. Некоторые возмущаются, мол, напридумывали англичане – ну так это их прочтение, а смотреть ужасно приятно».

Роль оператора и режиссера

Когда уже проникся характерными чертами жизни и познакомился со всеми жителями города, начинаешь замечать, как строятся сцены. Динамика кадров в «Крэнфорде» как бы замедляется вместе с сюжетом, обретая ту самую стабильность английского предместья и нерушимость традиций и устоев. Вторит этому и актерская игра. Одно из главных преимуществ картины – диалоги. Глубокие, долгие диалоги на празднике в лодке или дома по приезду брата. Такие сцены сняты восьмеркой. Прослеживается, как вслед за мыслью меняется мимика героев, приобретая то кокетливые, то печальные оттенки и обретающий надежду взгляд.

Игра актеров

В «Севере и Юге» героиня Даниэлы Денби-Эш – Маргарет,  чаще чем в романе, грустит или удивляется. За все время Маргарет улыбнулась не более трех раз. Из-за этого даже в Хелстоне сохраняется гнетущая, мрачноватая атмосфера, особенно после трагических событий. Самым запоминающимся, помимо Маргарет и Джона, оказался харизматичный, колоритный рабочий фабрики Николас Хиггинс в исполнении Брендана Койла.

Любимая британская актриса Имелда Стонтон в «Крэнфорде» играет одну из женщин – сплетницу. Этот типаж дался ей легко. Мы видим и напыщенную, и смущенную, и загадочно улыбчивую, и даже намекающую на что-то мисс Пол.

Компания BBC тщательно выбирает сюжетную основу. В известный роман для женщин вплетаются важные исторические события эпохи, а британские актеры разбавляют местами затянутый сюжет собственной харизмой и юмором. Экранизации стоит смотреть, так как они расширяют изначальный сюжет книги и дополняют историю собственным колоритом, режиссерским прочтением романа. Например, я смотрю костюмированные драмы, чтобы изучать паровозы и покрой платья. Вы же можете выбрать данный жанр, чтобы отдохнуть от городской суеты и ужасов, воплощенных в современных фильмах,  и насладиться британским юмором.

Использованы фотографии из личного архива М. Германовой, А. Первакова, а также с сайта «Кинопоиск»

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты