Титан: эстетика безобразного - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяРецензияТитан: эстетика безобразного

Титан: эстетика безобразного

В прошлом году главный приз Каннского кинофестиваля – Золотую пальмовую ветвь – присудили визуально яркому и провокационному «Титану»  Жюлии Дюкурно. Но первая причина, по которой этот фильм достоин внимания, состоит в том, что он отражает актуальные тенденции западной мысли.

Год производства: 2020

Страна: Франция, Бельгия

Режиссер: Жюлия Дюкурно

Жанр: боди-хоррор, драма

Продолжительность: 1:48

Рейтинг IMDb: 6.7

Рейтинг Кинопоиска: 5.9

Возраст: 18+

Название означает нечто несравненно более глубокое, чем титановую пластину, установленную в череп главной героини после пережитой в детстве автоаварии. Это аллюзия на древнегреческую мифологию, в которой чудовищные титаны свергли своего отца – бога неба Урана. В литературе и философии под титанизмом подразумевают течение, вдохновляющееся революционной борьбой с установившемся мироустройством. Против какого порядка выступает «Титан»  Дюкурно?  Он констатирует кризис традиционных европейских ценностей: гуманизма, института семьи, патриархального уклада, убежденности в биологической предопределенности гендера. Что же приходит на смену классическим нормам? После просмотра можно сделать вывод, что на первый план выдвигаются трансгуманизм, новые формы семейных отношений, феминизм, социальный конструктивизм (мнение, согласно которому гендер – это результат социального воспитания, а не биологического пола).

Трансгуманизм

Существует точка зрения, что современное общество слишком озабочено новыми технологиями. Крайнюю степень такой тенденции определяют технофетишизм, олицетворением которого и является героиня фильма Алекса (Агат Руссель). Она не только зарабатывает на жизнь, танцуя стриптиз на капоте автомобиля, но также испытывает непреодолимую тягу ко всему металлическому в личной сфере. Притяжение механического для девушки настолько сильно, что в какой-то момент она буквально совокупляется с автомобилем. Плодом незаконного союза становится невероятная беременность! Такой эпатажный кинообраз является выразительной аллегорией технофетишизма. Люди настолько сближаются с техникой, что под воздействием последней деформируется сама человеческая природа: начиная от пресловутого клипового мышления среди широких масс до новейших имплантов и биохакинга в среде энтузиастов. Сторонники таких изменений (трансгуманисты) убеждены, что homo sapiens – не последнее звено в цепи развития нашего вида. Соединение биологии с технологией должно привести к появлению киборга, Сверхчеловека.

В голове у Алексы титановый протез, в животе плод синтеза человека с машиной.  Она психопатка, беспричинно и безжалостно убивающая людей. Лишенная общепринятых ценностей, разумной воли (помимо стремления к выживанию), с ограниченным внутренним миром – настоящий монстр! У актрисы мало реплик, и основным способом выражения себя становится танец. Так пластичность и телесность вытесняют речь и выходят на первый план кинокартины. Другой персонаж – пожарный Венсан (Венсан Линдон) расширяет возможности своего тела посредством регулярных инъекций стероидов. Одним словом, эта очень странная пара существ выходит за привычные границы человеческого.

Папа, мама, я – больше не семья! 

Венсан исполняет для Алексы роль приемного отца, проявляющего безусловную любовь, в отличие от ее физиологического родителя. То как героиня поступает со своей настоящей семьей и как обретает новые близкие связи, можно воспринимать как высказывание режиссера по поводу института семьи в целом. Дюкурно  говорит зрителю, что важно не прямое родство, а эмоциональная близость, забота, принятие. На фоне девальвации традиционной семьи обретает значение умение выстроить близкие неформальные связи. Помимо социальной критики взаимоотношения персонажей указывают на психоаналитический треугольник: папа-мама-ребенок. Матерям (родной и приемной) отведены второстепенные роли, а фокус внимания сосредоточен на отношениях дочери с отцом. Более того, эту пару можно воспринимать и как религиозную метафору. Например, в одном из кадров Венсан при неестественном свете стоит у трюмо. Исходя из вышеназванного контекста, можно угадать здесь отсылку к христианскому триптиху. Помимо визуальных образов, есть сюжетные ходы, имеющие параллели с религиозными историями, которые внимательный зритель легко сможет распознать.

Трансгендерность и феминизм

Еще одна визуальная аллегория «Титана» состоит в размывании гендерных стереотипов. Персонаж Руссель претерпевает на протяжении фильма метаморфозы от женщины к мужчине, андрогину, киборгу. Такие переходы рассчитаны на разрушение у зрителя привычных представлений о физически предопределенном статусе пола. Они утверждают точку зрения режиссера, что это не более чем результат воспитания и внешнего воздействия общества. Также Дюкурно подвергает деконструкции патриархальные ценности – утрированные женственность стриптизерши и мужественность пожарного по ходу картины нивелируются к единой точке равноправного партнерства. Итак, в «Титане» визуально размываются границы, еще недавно казавшиеся нерушимыми: между природным и социальным, мужчиной и женщиной, человеком и техникой. Под вопрос ставится сама концепция субъекта – человек отныне является не тем, кем он родился, а тем или чем он решил стать. Такая аморфность свидетельствует о попытке выстроить новый тип образности – эстетики безобразного.

Курс на маргиналов

Если посмотреть на последние фильмы-лауреаты «Золотой пальмовой ветви» – «Магазинные воришки» 2018 года и «Паразиты» 2019 года – то видно, как «Титан» в 2021 году вписывается в тренд отдавать главный приз Каннского фестиваля фильмам, исследующим проблемы семейных отношений. Победители «Оскара» последних лет: «Лунный свет» 2017 г., «Форма воды» 2018 г., «Паразиты» 2020 г., «Земля кочевников» 2021 г. формируют другую тенденцию – награждать кино, в котором поднимается проблема Другого (маргиналов, ЛГБТ, расовых меньшинств, инвалидов). Отсюда следует вывод, что современный кинематограф в своих лучших образцах неотделим от политического и этического высказывания. Такое положение дел может не устраивать инертные массы любителей поп-культуры, но отражает движение либеральной мысли в киноискусстве. Остается только гадать – куда еще заведет зрителя западный кинематограф?

Источник изображений: Kinopoisk

Антон Череминин

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты