«Художник должен быть несчастным!» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервью«Художник должен быть несчастным!»

«Художник должен быть несчастным!»

Многие ошибочно полагают, что молодое поколение прочно увязло в сетях интернета – не может и не хочет оттуда вылезать. Это далеко не так. Молодежь также любит творчество, интересуется им и даже побеждает в международных конкурсах художественного творчества!

Майя Вятова – победитель международного конкурса «Парящие в облаках» 2022-го года. Как она добилась такого успеха, каким должен быть художник, что есть искусство? – ответами на эти и другие вопросы Майя поделилась в интервью.

– Почему ты решила пойти в художественную школу?

– Я рисовала еще с самого детства – детского сада. Там была директриса, у которой была собственная студия, куда я ходила. После того как я поняла, что я больше не учусь в студии, а рисую для себя, я решила развиваться в этом направлении. Видя мою тягу к этому делу, мама предложила пойти в художественную школу. Учительница в этой школе подготовила меня к вступительным экзаменам, и я поступила в первый класс.

– Что означает творчество для тебя?

– Искусство в целом, мне кажется, это умение выразить глубину своей мысли. Когда ты очень сильно переживаешь, на что-то остро реагируешь, и ты не знаешь, как это по-другому передать, язык не всегда способен выразить глубину этих чувств, он становится бессмысленным. На эту тему есть произведение у Тютчева под названием «Невыразимое».

— Давай поговорим о твоем творчестве. Сюжеты большинства твоих работ полны метафоричных образов, например, купидоны, розовая лошадь. Вот, например, работа «Автопортрет» (по мотивам произведения В. А. Серова «Девочка с персиками»). В твоей картине много образов. Почему ты используешь именно их в своем творчестве?

– У нас было задание: написать автопортрет, взяв за основу творчество какого-нибудь художника или конкретную картину. Я решила все сделать в декоративизме. В моей картине много образов, потому что много чего хочется сказать, но на одном полотне все не выразить. Мне нравится использовать отсылки, художественные цитаты.   

Например, на заднем плане висит моя сорочка, которую мне подарили в шесть лет. Она мне очень дорога. Все, что в окне, – мир, связанный с художником Марком Шагалом. Кошка – это образ моей кошки Мишель. А в руках ветки лаванды и облепихи символизируют мою любовь к своей семье, а именно – к маме и бабушке.

– У Серова девочка с персиками, а почему у тебя с гранатами?

– Вот тут даже никакого подтекста и нет. Я просто очень люблю гранат и решила его изобразить. Это также подчеркивает автобиографичность моей работы.  

– Чье творчество тебе ближе всего?

– Мне сложно ответить на этот вопрос. Я восхищаюсь представителями классической школы, то есть это передвижники, эпоха Возрождения, Императорская академия художеств. Это просто что-то нереальное! Академизм – это то, к чему надо стремиться, как я считаю. Но мне ближе искусство модернистов, например, Дали, Фриды Кало, Шагала.  

– А есть ли у тебя самая любимая картина, которой ты больше всего восхищалась, которая больше всех привлекла твое внимание?

– Такого, если честно, нет. Как может быть что-то самое любимое? В творчестве мне нравится концепция, что в нём нет ничего «самого». Например, в спорте ты либо «самый лучший», либо «никакой» – всё. А в творчестве ты можешь просто «быть». В этом и заключается смысл искусства. В любой работе каждый может найти свое.

– Твоя работа по мотивам творчества Марка Шагала «Марк Шагал с женой Бэлой» победила в международном конкурсе «Парящие в облаках» в 2022 году. В чем причина твоей победы?

– Мне очень повезло с педагогом, потому что когда я начинала заниматься творчеством, я рисовала по типу: «вижу забор – рисую забор». Фантазии и воображения – ноль. А мой преподаватель, Олеся Станиславовна Табакова, показала мне, что сюжетов и техник много, и все они кардинально отличаются друг от друга. Когда я пришла к ней с эскизом этой работы, она сказала: «А давай сюда – это, туда – то, а вот здесь купидонов изобразим…» То есть эту работу мы делали вместе. У нас классный коннект. Без нее я бы не сделала то, что победило и смогло понравиться.

Олеся Станиславовна во многом повлияла, да и сейчас тоже влияет на мое творчество. Каждый выбирает себе учителя сам. Если ты хочешь учиться у этого человека, то учишься. А если нет, то ты ничего не сможешь понять и унести с собой. Последнее, что добавлю, так это то, что она замечательна во всем: не только как наставник, но и как человек. Мне очень приятно вместе с ней работать и даже просто общаться. Я ее называю своей творческой мамой.

– А чем конкретно тебя зацепил Шагал? 

– Мне преподаватель сказала, что я на него очень похожа. Я такая же мечтательная, романтическая. Творчество – как окно в мечту. Она спросила: «Будешь участвовать в конкурсе?» Я ответила: «Ну, давайте!» Изучила его творчество и поняла, что оно мне очень близко. Но я не могу назвать его своей «путеводной звездой». Мне много кто нравится. Я люблю разгадывать тайны картин, по типу: «А здесь портрет Гоголя, оказывается!» И ты такой: «Так это же «Явление Христа народу» Иванова! Гоголь в библейском сюжете!» Это очень интересно. (Улыбается)

– Определилась ли ты с будущей профессией?

– Я такой человек, которому всегда все интересно. Берусь за любое дело. Я буду смотреть по баллам ЕГЭ. У меня нет чёткой цели или задачи. Понятное дело, что будущая профессия будет творческой. Мне также интересны технические специальности, но больше всего – что-то социальное, творческое. Скорее всего, работа с людьми. Возможно, какие-то организаторские вещи, поэтому, скорее всего именно туда. Может быть, даже педагогика.

– Планируешь ли ты дальше заниматься рисованием и почему?

– Искусством я планирую заниматься для себя. Я не хочу превращать своё хобби в обыденность. Я не могу продавать свои картины, сколько бы я не думала об этом. В мое творчество вложено нечто другое. Не деньги.

– Но многие художники продают свои картины. Почему ты не хочешь делать также?

– Когда-нибудь я к этому приду. Возможно, я стану с помощью творчества зарабатывать, но я не буду ставить это на первый план. Сначала для души, а остальное приложится.  

– Как ты считаешь, художник должен быть голодным?

– Он должен быть несчастным. Когда человек счастлив, он не видит ничего и ни к чему не стремится. Ничего нет внутри. У него уже есть счастье: всего достиг, все хорошо у него. И ему больше ничего не надо. Счастье – это бездействие. А несчастный человек постоянно в поиске, жаждет чего-то. Он пропускает через себя эти острые эмоции и выплескивает их.  

– Можешь ли ты дать совет тем ребятам, которые тоже хотят заниматься творчеством?

– Важно понимать, для чего вы хотите заниматься этим. Точно определиться: либо для себя, саморазвития, либо для того, чтобы сделать творчество источником заработка. Выбрать для кого нужно это: для вас сегодняшних или для вас будущих. Нужно поставить чёткую цель. А также понимать, что если вы идете в художественную школу, то это не просто кружок, в котором 15 минут порисовали и все. Это школа, где также нужно работать, в том числе и над собой, делать домашние задания и т. д.

Беседовал Богдан Усманов, подготовительные курсы журфака ЧелГУ

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты