«Котаны, привет!»

Именно так, обращаясь к ученикам, начинает каждый свой вебинар Ляйсан Хутова, преподаватель по русскому языку из Санкт-Петербурга. Она каждую неделю ведет бесплатные вебинары на YouTube готовит «котанов» к ЕГЭ. Помимо этого, у нее есть авторский курс для самостоятельной подготовки «Соточка по русскому». О преподавательской деятельности и о взаимодействии с «котанами» я решила спросить у Ляйсан.

– Как ты пришла к тому, что стала преподавать русский язык? Этого ли ты хотела после окончания школы или же мечтала о чем-то другом?

– В школьные годы я мечтала быть журналистом и писала статьи в местную газету. Мне говорили, что я хорошо объясняю, но мне тогда труд учителя казался ужасно неблагодарным и нервным. Поступала я на журфак, филологический факультет был запасным вариантом (с филологического было бы легче перевестись на журфак). Баллы за ЕГЭ, кстати, были у меня не очень высокие, так как к ЕГЭ тогда не готовили так прицельно, как сейчас. Я вообще почти никак не готовилась, так что в итоге оказалась на филфаке, где и поняла, с какой стороны подходить к синтаксису и как надо было готовиться к экзаменам. А еще после лекций приглашенного журналиста я поняла, что это его работа неблагодарная и нервная. В итоге имеем то, что имеем.

– Когда возникли идеи о том, чтобы создать собственный курс, начать вести канал на YouTube? Что из этого появилось раньше и на что у тебя уходит больше времени?

– Сначала я «по фану» сделала курс для своего брата, который сдавал ЕГЭ (а мы жили в разных городах). Когда на курс стали записываться тысячи людей, я поняла, что это кому-то нужно (очень удивилась). Это потом я уже записала видео-уроки для курса, заодно разместив их на YouTube (просто потому, что у меня было очень много видеороликов). Так что я, правда, просто «мимо крокодил», ничего не планировала, оно само. Сейчас больше всего времени уходит на проверку сочинений и ответы на вопросы учеников, это моя большая и важная работа. А YouTube отнимает только 2-4 часа в неделю. (YouTube канал: https://youtube.com/@sotochka)

– В чем ты видишь преимущество курса перед онлайн-школами, например?

– Онлайн-школа – это особый формат, который мне не подходит: ни как ученику, ни как преподавателю. Я сама прохожу курсы на платформах Stepik, Coursera и люблю курсы, где все «упаковано» так, что ты можешь проходить курс в удобном темпе, когда нет дедлайнов и можно начать подготовку в любое время. Идея общих запусков, взаимодействия с армией кураторов и администраторов мне не близка, хотя я понимаю, что многим такой формат подходит, так как дает ощущение поддержки со стороны куратора / мотиватора / ментора и т. п. Каждый делает свой выбор, здорово, что этот выбор сейчас есть. 

– Были ли какие-то сомнения или страхи в начале преподавательской деятельности? Может быть, они и сейчас есть?

– Страхи есть, конечно. Больше всего я боюсь быть «душной» и усыплять учеников монотонным изложением сложного материала. Как ни странно, в начале работы страхов не было, потому что не было и ожиданий. Я просто делала то, что мне нравилось. 

– Как твои ученики стали «котанами» и кто это придумал?

– Это совершенно спонтанно и само по себе получилось. Ко мне, как к филологу, частенько прилипает эдакое «слово дня», с которым я ношусь, используя по поводу и без повода. Например, «Добрый ночер!» (ночь + вечер), «бобака» (бобик + собака), «шуть-шуть» (небольшая подборка шуток). В один день я была одержима словом «котаны» и назвала так учеников на вебинаре. В следующий раз они уже сами писали в начале урока, что котаны на связи.

– Учишься ли ты чему-то у своих «котанов»? Если да, то чему?

– Котаны учат меня русскому языку, и это не шутка. Иногда они задают такие вопросы, что приходится проводить вечер за перепечатыванием «Грамматики 80» в попытке найти ответ на заковыристый вопрос. Постоянный тонус, постоянная «озадаченность», постоянный поиск – трудно представить другую такую работу… хотя, конечно, специалисты «Справочной службы русского языка» здесь впереди планеты всей. 

– Как ты считаешь, что нужно преподавателю для того, чтобы заинтересовать одиннадцатиклассников? Как вообще находить к ним подход?

– Боюсь, что я не ищу какой-то особый подход именно к одиннадцатиклассникам. Все, что я делаю, – не прячусь за обликом серьезного преподавателя, не скрываю, что мне нравится «Гарри Поттер», DOTA 2, и крашу волосы в розовый, если захочу. Доходит до смешного, пару раз родственники меня спрашивали: «Тебе приходится красить волосы в яркие цвета, потому что ты работаешь с подростками?» Нет, я просто такой человек. Было бы вообще странно играть роль «своего», люди такое чувствуют. 

– Что мотивирует тебя продолжать готовить учеников к ЕГЭ?

– Мне нравится моя работа, мне нравится объяснять так, чтобы материал был понятен, нравится, когда ребята в июне благодарят за свои баллы. 

– Что бы ты хотела знать, когда была в 11-ом классе, но тебе этого никто не рассказал?

– Эх, никто мне не сказал, что просто решать все задания из сборника «36 вариантов ЕГЭ» – это не настоящая подготовка.

– Чего бы ты пожелала всем выпускникам? 

– Пусть у вас получается быть счастливыми каждый день. Не тогда, когда сдадите ЕГЭ, не тогда, когда поступите в вуз, не тогда, когда… А вот прямо сейчас. Постарайтесь получать удовольствие от того, что делаете, хвалите себя и замечайте хорошее, особенно близких, друзей, – цените моменты, когда вы улыбаетесь. Жизнь – она всегда сейчас. 

Беседовала  Татьяна Буренина,
подготовительные курсы  журфака ЧелГУ

Один комментарий к “«Котаны, привет!»

  1. Я так балдел, когда читал. Спасибо за инициаторство, спасибо Ляйсан за интервью!

Обсуждение закрыто.

Вам также могут понравиться эти

X