Важнейшие «винтики» журналистики: продюсер и корреспондент телеканала «Россия-1» о своем пути в профессии - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюВажнейшие «винтики» журналистики: продюсер и корреспондент телеканала «Россия-1» о своем пути в профессии

Важнейшие «винтики» журналистики: продюсер и корреспондент телеканала «Россия-1» о своем пути в профессии

Совсем недавно первокурсники направления «Журналистика» нашего университета впервые прошли производственную практику. Я тоже погрузилась в мир настоящей журналистики в кабинетах ГТРК «Южный Урал». Там я познакомилась с настоящими специалистами своего дела. О них и пойдет речь в этом материале.

Я решила задать одинаковые вопросы представителям двух разных профессий: корреспонденту и продюсеру телеканала. Моей целью было показать важность каждой специальности: все эти люди являются незаменимыми «винтиками» в системе медиа, выполняя абсолютно разные функции, и их одинаково относят к журналистам.

А теперь немного о героях:

Константин Гришенков, продюсер телеканала «Россия-1»

Его задача — собрать все интересные сюжеты в общую картину, наладить контакт с героями, проследить за соблюдением авторских прав, своевременно внести правки в материалы корреспондентов. Продюсер должен быть в нескольких местах одновременно, участвовать во всех этапах производства контента. Под его чутким руководством готовятся все сюжеты телеканала. Часто бывает, что продюсеры заменяют корреспондентов на съемках и переключаются с одной сферы деятельности на другую. Так, например, наш герой, Константин Гришенков, выполняет сразу несколько функций на ГТРК «Южный Урал»: он и выходит в прямые эфиры, и выступает корреспондентом, и, конечно же, основная его деятельность на телеканале — курирование проектов. Константин в журналистике более пяти лет: за его спиной большой опыт и ему есть о чем рассказать. 

Кристина Дейнеко, корреспондент телеканала «Россия-1»

В руках корреспондента судьба героя. От его работы зависит то, каким сюжет увидит аудитория. Корреспондент — конвергентный специалист, его задачей является не только выезжать на съемку, но и писать сюжеты, а в дальнейшем складывать их в общую картину. Часто приходится работать в режиме нон-стоп, особо важно в такой работе быстро реагировать и ориентироваться в сложных ситуациях. Кристина — опытный специалист. Она в журналистике с подросткового возраста и не понаслышке знает о «взлетах и падениях» в карьере. Во время практики я проводила с Кристиной Дейнеко много времени и слышала от нее немало интересных историй о мире журналистики.

— Как долго вы работаете на «России-1» и как началась ваша карьера на этом телеканале?

Константин Гришенков (КГ): Ну, на самом деле, я работаю здесь не очень много. С начала 2020 года. Карьера началась тяжело – 16 января слег с пневмонией и две недели пролежал в больнице. А если с другой стороны ответить на этот вопрос… У меня были кое-какие журналистские навыки, и я искал для себя место, где смогу применять их в свое удовольствие. Нашел (улыбается).

Кристина Дейнеко (КД): На «России-1» я с марта 2021 года, а вообще в журналистике с 13 лет. На этот телеканал я перешла с «ОТВ», так как устала от работы продюсера и решила вернуться к своей основной профессии.

— Что самое интересное в вашей профессии?

КГ: Я помню, в институте мы писали сочинение на тему «Журналистика ремесло или творчество?». Даже сейчас, учитывая пятилетний опыт в профессии, скажу, что не так-то просто ответить на этот вопрос. Но даже если ремесло — это очень занимательное ремесло!

Что самое интересное? А нет самого интересного! Точнее, для каждого оно свое. В конечном счете задача увлечь зрителя, читателя, человека. Поэтому и выискиваем каждый день что-то интересное. Ну, а мы – такие же люди и в процессе заинтересовываемся сами.

Хоккейный матч, модное дефиле, запутанное преступление или человек, сделавший невероятную безделушку все это интересно. С этим мы сталкиваемся каждый день

КД: Множество знакомств, возможность попасть в те места, куда обычному человеку другой профессии не попасть, и большая возможность помочь тем, кто в этом нуждается.

— Было ли у вас профессиональное выгорание? Если да, то как удавалось с ним бороться?

КГ: К моему счастью, в основном для меня профессиональное выгорание — это текст, который ни в какую не получается написать. Это здорово лечится кружкой чая/кофе. И перекуром (смеется).

КД: Было. И не раз. Я уходила, меняла сферу деятельности. Сейчас мне помогает то, что кроме помимо телевидения я работаю фотографом и аккаунт-менеджером Instagram и имею возможность переключаться.

— Бытует мнение, что сотрудники медиа очень разносторонние люди и всегда в курсе всех событий. Вы согласны с этим? Почему?

КГ: Сложно сказать. В целом, важно помнить, что работники СМИ вполне обычные люди. Со своими интересами, плюсами и минусами, которые для каждого индивидуальны. Но если говорить о таком понятии как «информационная повестка», то есть какие-то основные моменты (будь то ныне актуальное введение QR-кодов или большие соревнования/саммиты, которые проводятся на территории Челябинской области), то здесь, конечно, другое дело. По долгу службы и корреспонденты, и монтажеры, и операторы обычно в курсе таких событий.

КД: Это зависит от человека, а не от его профессии. Человек может работать в культуре и знать о ней все, но ничего не понимать в спорте или, наоборот, быть криминальным журналистом, а по вечерам дома собирать мыльные букеты. Или же работать в новостях, а после работы играть в танчики. Я в отпуске вообще не открываю новостные ленты.

— Какой самый интересный сюжет вы снимали? Расскажите, пожалуйста, о нем.

КГ: Конечно, всегда запоминается первое в жизни прямое включение. У меня оно пришлось на 2020 год. Ничего не предвещало беды, как говорится. Этот эпизод даже полноценной съемкой назвать сложно: я просто сидел за компьютером и внимательно слушал брифинг губернатора Алексея Текслера по ситуации с коронавирусом в регионе. И на этом брифинге глава региона объявил, что его пресс-секретарь Сергей Зюсь госпитализирован как раз с этим заболеванием. Брифинг еще не закончился, а мне уже пишут федеральные коллеги с «России 24», что им нужно включение. По сути, мой дебют был безо всякой подготовки – одну программу закрыл, вторую открыл и включился. Все получилось, кровушку по сосудам разогнало.

Была съемка, когда я гладил живого льва. Того самого Симбу, которого совсем недавно транспортировали в Танзанию. Я виделся с ним, когда он был еще весь травмированный и его только привезли с Дагестана.

Конечно, любая съемка с ХК Трактор для меня запоминающаяся – я этим горю, болею. И сердечко бьется всегда на таких материалах чуть чаще.

И, безусловно, – люди. Именно они делают съемки запоминающимися!

КД: Хм, это сложно сказать. Их за эти годы было много. Интересным, для меня лично, был выход в мой первый прямой эфир и сразу на Москву. А если про тему сюжета, то их правда было очень-очень много. И помогали многим, и рисовали с художником картину, и за кулисами театра гуляли. Даже за лесорубами по лесу бегали (смеется).

— Какая самая большая неудача в карьере у вас была? Или все выходит «гладко»?

КГ: Когда я работал продюсером на «ОТВ», произошла очень забавная ситуация. На прямое включение из зоопарка мы совсем забыли подготовить текст, корреспонденту пришлось выкручиваться самому. В кадре это выглядело максимально смешно, мы долго вспоминали этот случай и смеялись всем отделом. С тех пор я более внимателен к прямым эфирам (смеется).

КД: Неудача на съемке – это когда есть договоренность, а по факту все идет не так. Но и это воспринимать как неудачу не стоит. Но это неприятно. Была неудача одна. Когда сняли классный бомбовый материал, но в эфир его дать запретили. Вот это да!

— Как молодому специалисту справляться с трудностями профессии?

КГ: Так же как и с большинством жизненных трудностей – пахать. Надо понимать, что условные Картозии рождаются один на миллионы. И да, когда ты только придешь в редакцию, в информационной суете и гонке за новостями тебе будут уделять мало времени. Его попросту ни у кого нет.

Но, конечно же, тебе обязательно укажут на ошибки. Причем, если они грубые, то и укажут без церемоний. Довольно много молодых ребят на этом этапе отсеивается: ведь субъективно складывается ощущение, что тебя только критикуют и совершенно не хотят замечать твоих стараний. Но надо помнить, что это не так. Важно обращать внимание на то, что тебе говорят, и обязательно «очищать» это от эмоций. В том числе и так развивается незаменимая для нашей работы стрессоустойчивость.

Лично я, например, всегда старался оценивать себя сам, когда начал уже хоть немного разбираться в том, что делаю. И если я осознавал, что сделал что-то действительно плохо – расстраивался посерьезнее, чем от критики коллег и начальства.

Повторюсь, спасает только работа, в которую надо погружаться с головой. Сначала ты сам получишь удовольствие от какого-то маленького эпизода, например, удачно подобранного словца или классно выполненного стендапа. Затем, через время, коллеги обязательно заметят и похвалят. Потом пашешь-пашешь и понимаешь, что тебе начинают все больше доверять. Сначала паркетные съемки, потом какие-то редакционные задачи, где надо ориентироваться «в полях», и так далее. Потолок будет там, где сам себе его поставишь.

КД: Всегда есть старшие коллеги, надо найти того, кто может стать наставником. Понимать, что если что-то пошло не так, что-то не удалось снять — это не конец света, но стараться надо. Быть всегда и везде «ушами и глазами». Ну, и побольше успокоительного (шутка).

— Если бы вы вернулись на несколько лет назад, поменяли бы профессию?

КГ: Хм, сложный вопрос. Вернуться в прошлое — это что-то за гранью реальности. Да и зачем? Меня абсолютно устраивают мои жизнь и профессия. Журналистика приносит мне удовольствие. На нее быстро «подсаживаешься» и уже не ищешь ничего другого. Поэтому, нет, я бы не стал менять свою профессию.

КД: Я уже говорила, что на ТВ с 13 лет. Еще тогда решила, что буду работать в этой сфере. Я овладела практически всеми ответвлениями СМИ: я была журналистом и на ТВ, и в газете, и на сайте, и на радио. Была оператором, фотокорреспондентом, редактором, продюсером. На третьем курсе я хотела поменять профессию… на юриста! Но тогда по стечение обстоятельств, что-то пошло не так. Значит, так было нужно. И я могу сказать, что за все это время просто овладела еще дюжиной других профессий и журналистика мне в этом только помогла.

— Как вы считаете, ваша профессия прогрессивная? Или вы согласны с мнением, что журналистика постепенно умирает?

КГ: Не согласен с таким мнением. Журналистика была, есть и будет! Пусть и не в том формате, как раньше. Прогресс идет, но фундамент остается. Без нашей профессии людям будет скучно… наверное (смеется).

КД: Журналистика не умирает, она трансформируется. Газеты сменяют электронные форматы, ТВ— интернет-каналы, блоги.

В качестве логического завершения этого материала хочется привести цитату Кристины Дейнеко, которую я услышала от нее в ходе интервью:

Журналистика — это не профессия. Это состояние души, сердца. Настоящий журналист — это тот, кто умеет, может и хочет помогать. Тот, кто ради своих героев готов и в огонь, и в воду. И не так важно во сколько съемка, ночью или рано утром. Если сюжет хоть как-то может помочь решить проблему — то это первое, о чем думает журналист.

Фото: личные архивы героев

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты