Паранормальный винегрет по-Салемски - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьПаранормальный винегрет по-Салемски

Паранормальный винегрет по-Салемски

Шесть лет назад, после выхода «Паранормального явления», кинематограф обзавелся новым (плохо забытым старым) набором пугалок, который и до сих пор исправно служит поводом к спасительным объятьям на задних рядах кинозала. Тема семейства, переезжающего в новый дом, наполненный чертовщиной различных мастей и видов, нещадно эксплуатируется и обыгрывается на разный лад. Меняется лишь состав семей, да причудливые имена демонических сущностей.  Впрочем «Заклятие»  и не претендует на звание новатора. Его основные козыри  – режиссёр легендарной «Пилы» Джеймс Ван; сюжет, основанный на реальных событиях… и блендер.

 

Демонологи

 Чета Уоррен, с которыми нас знакомят в самом начале фильма, – самые настоящие охотники за приведениями, активно «истреблявшие» неугомонных призрачных вредителей во второй половине 20 века. Колеся по всей территории Соединенных Штатов, они, в свое время, наделали немало шума. Как это обычно и бывает, они никому не доказали существование загробной жизни и демонов. И, как уж повелось, по независящим от них причинам. То запись демонического хрюканья таинственным образом потеряется, то семья, терроризируемая призраками, откажется впускать в дом журналистов. Верить Уорренам или нет – личное дело каждого. Однако в существовании семьи Перрон сомневаться не приходиться. Как и в том, что на протяжении почти 10 лет в их доме творилось НЕЧТО из ряда вон выходящее. Одна из дочерей Перрон, повзрослев, даже написала трехтомник, под названием «House of Darkness House of Light», повествующий о событиях её мистического детства.

Zaklyatie_2

Все смешалось в доме Перрон

 Для любителей дрожи в коленях и путешествий души по пяткам, нет заклятия, более действенного, чем словосочетание – «основано на реальных событиях». Именно этой магической формулой объясняется феноменальная популярность «Ужаса Амитивилля» 1979 года, чья история, кстати, тоже имеет непосредственное отношение к Уорренам. Но, если идеологическому предшественнику «Заклятия» похвастаться больше нечем, то с новым фильмом Джеймса Вана все обстоит совсем по-другому.

Как там было у Гегеля? Из синтеза двух старых явлений рождается новое. Если с этим согласиться (а кто я такой, что бы спорить с Гегелем?), то «Заклятие» — это поистине новое слово в жанре ужасов. У злобного духа, с которым «посчастливилось» столкнуться Перронам, арсенал запугивания не ограничивается банальными шорохами, хлопаньем дверей и излюбленным хватанием спящих за голые ноги. Фантазии его можно только позавидовать, ведь каждому из семерых членов семейства он уготовил свою собственную пытку. Чтобы не проспойлерить сюжет, скажу лишь, что следы заимствований у изобретательного призрака явственно прослеживаются в таких фильмах, как «Изгоняющий дьявола», «Паранормальное явление», «Детские игры», «Птицы» Хичкока и сериале «Папины дочки». Как-никак призрак строил козни жалким людишкам еще в 60х годах 20 века. Так что режиссеров упомянутых кинолент можно назвать лишь его последователями.

kinopoisk.ru

Жуткие банальности

 Какими бы избитыми не были способы, которые используются в «Заклятии» для запугивания зрителей, они, все же, не становятся от того менее действенными. Большую часть фильма нас будут пугать резкими громкими звуками, и неожиданными атаками призрака на манер «Бу!» из-за угла. Однако и такими, казалось бы, дешевыми приемчиками, можно пользоваться по-разному. Джеймс Ван мастерски нагнетает атмосферу, тщательно подготавливает зрителя, разогревает. В уже упомянутом «Ужасе Амитивилля» ничего подобного не было. Быть может именно поэтому, вроде бы, те же самые «неожиданности» смотрелись там совсем иначе и не производили нужного эффекта.

В «Заклятии» по-настоящему пугает именно подготовка к действию, а не само действие. Страх улетучивается через несколько секунд, после того, как, что-то загрохотало, и началась активная фаза демонической тирании. Исключение составляют лишь несколько моментов, один из которых (сцена изгнания демона) вполне может претендовать на звание самой жуткой сцены последних лет. Слизано. Но как мастерски слизано!

kinopoisk.ru

Если бы не вы, у меня бы все получилось!

 Глядя на экран, словно погружаешься в другую эпоху. Чужую, но, не смотря на это, кажущуюся знакомой и близкой. Иссохшая серо-зеленая краска на стенах, будильник видавший виды, вязаные свитера, хиппи-мобиль (где-то я уже видел охотников за приведениями, разъезжающих на Volkswagen T2): антураж 60х тщательно воссоздан, проработан до мельчайших деталей.  Инди-рок ненавязчиво разбавляет атмосферу жути, в те моменты, когда «Заклятие» дает зрителям возможность отдышаться. Окружающий мир живет; чувствуется, что каждая вещь имеет свою историю, каждая деталь здесь к месту и «ко времени». К тому же цветовая гамма, несмотря на тенденцию современного кинематографа приукрашать действительность, слегка блеклая, сероватая. Именно такая, какой она и должна быть на самом деле, вне зрительного зала.

Актерская игра еще больше укрепляет иллюзию реальности происходящего. Причем весь актерский состав держится ровно, без явных лидеров. Девочки, играющие дочерей Перронов, издевательствам над которыми отведено не последнее место, кричат, ужасаются и трепещут ничуть не хуже, чем  Эд и Лоррейн Уоррены (Патрик Уилсон и Вера Фармига). В общем, со стороны исполнения к картине не придерешься. Без пошлой псевдодокументалистики Джеймсу Ванну удается  создать у зрителя ясную уверенность в том, что события, разворачивающиеся на экране, не выдуманные, а, когда то,  действительно происходившие.

 

Вердикт: «Заклятие» — это сборник, микс всего лучшего, что придумали за последнее время в жанре ужасов. Предсказуемость сюжетных поворотов и узнаваемость методов демонических изуверств с лихвой искупает качество режиссуры и непрекращающийся стук зубов во время просмотра. Поклонникам «Паранормальных явлений» и «Изгоняющего дьявола» к просмотру настоятельно рекомендуется. Да, и не берите с собой попкорн. Иначе вывалите его на голову впереди сидящему.

Станислав Тимонов

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты