Половое и расовое разнообразие: о «толерантности» в кинемотографе - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяОстрый вопросПоловое и расовое разнообразие: о «толерантности» в кинемотографе

Половое и расовое разнообразие: о «толерантности» в кинемотографе

Тема, ставшая особо острой в последние годы. Люди негодуют, считая, что небелым людям и женщинам труднее пробиться в кино и получать награды наравне с остальными. На слуху и то, что Голливуд оттесняет этнические меньшинства. А так ли это на самом деле?

Кинематограф существует очень давно, и одно поколение актеров сменяется другим. Наравне с игровой индустрией кинематограф создавал и создает образы, врезающиеся в память надолго. Еще буквально несколько лет назад мир не думал о столь «горячих» проблемах как расизм и толерантность. В настоящее время ориентиры зрителей стали совершенно другими: вместо таланта стал цениться цвет кожи, вместо полноценного сценария и хорошо выстроенной сюжетной линии хотят видеть «сильных» и «независимых» женщин, а самая почетная кинопремия — «Оскар» — должна достаться кому угодно, но только не белому мужчине-режиссеру.

Стремление свести к минимуму непонятно откуда взявшейся волны негатива по отношению к так называемой расовой и половой дискриминации в кинематографе привело к тому, что мы видим все разнообразие людей, но не можем разглядеть сюжета, посыла и качественную актерскую игру. Не можем, потому что этого либо нет, либо названные достоинства перебиваются неоправданным обилием актеров самых разных «видов». Ставшие легендарными образы Нео из «Матрицы» и Тони Старка из «Железного человека» нынче утрачивают свою актуальность, так как люди хотят видеть больше женских и этнически разнообразных персонажей. Но оправдано ли это желание?

Сериал «Ведьмак» от Netflix собрал вокруг себя все внимание, какое только мог. Обошел «Мандалорца» и стал самым обсуждаемым сериалом 2019 года. Но сейчас речь пойдет не о песне Лютика, а о расовом и этническом богатстве персонажей. Сериал снят по одноименной серии книг, написанной польским писателем Анджеем Сапковским. В нем мы видим следующее: темнокожую женщину в роли главной злодейки, чернокожего эльфа (которого нет в книгах, но в сериал он был введен), чернокожих дриад, чернокожих крестьян, чернокожего мага по имени Истредд. Неоправданное обилие национальностей. В фантастическом мире, основанном на расовой ненависти друг к другу и быте Европы средних веков, специалист по подбору актеров решает развернуть поле, где «… нет деления на плохие и хорошие нации, и они могут сосуществовать в мире». Это вызвало шквал негативных отзывов у фанатов оригинальной книжной серии, так как многих персонажей и всю историю в корне переврали в угоду всеобщей «толерантности». Этим исказили и главный посыл книги, в которой одна раса презирала другую. Герои, имевшие в первоисточнике славянскую внешность, предстали перед глазами публики, сменив расу в сериале. Было ли это так необходимо? Нет. Было бы лучше, если бы ничего не меняли изначально? Безусловно. Представьте подобные кардинальные изменения в саге «Властелин колец». Здесь перемены были бы столь же абсурдны. Стоить отметить, что двадцать лет назад, увидев три картины по мотивам книг Толкиена, никто не поднимал волну негатива о «расизме и сексизме». Однако там тоже были лишь белые персонажи. Когда же мы начали видеть скрытые посылы там, где их нет?

Стереотипы требуют, чтобы их разбивали. Однако студия MARVEL сделала это не самым лучшим образом. В 2018 году выходит фильм «Капитан Марвел», рассказывающий о женщине-супергерое Кэрол Дэнверс. Своеобразная икона феминизма того года. Годом ранее, в 2017, от студии DC вышел фильм «Чудо-женщина» о воительнице Диане Принс. Два совершенно одинаковых персонажа по их основной функции — показать, что женщина-супергерой имеет все шансы завоевать любовь зрителей. Однако если у DC получилось это сделать, то MARVEL не может похвастаться подобным. Несмотря на внушительные денежные сборы, на которые не могла не повлиять фан-база, критики достаточно резко высказывались о «Капитане Марвел»: слишком угрюмое лицо, отсутствие эмоций, очередной проходняк, неуклюжая и неуместная попытка ввести женское лицо в киновселенную, дав ей неограниченные силы и забрав при этом личность.

Когда создавались комиксы про эту супергероиню, мир не стоял на ушах, требуя подобного персонажа. Как бы ни было абсурдно, Капитан Марвел была создана, потому что была создана. Однако общемировое нагнетание обстановки вокруг сексизма и толерантности вынудили студию ввести в киновселенную лицо, в котором она не нуждалась. Предполагалось, что франшиза завершится героическим подвигом Капитана Марвел, но минутные появления героини в трехчасовом фильме говорят о том, что она не была так необходима, как об этом говорилось на каждом углу. Если удалить персонажа из фильма, этого никто не заметит. Масло в огонь подливают и резкие высказывания самой актрисы — Бри Ларсон — по отношению к белокожим мужчинам, которые считают публичным проявлением сексизма и расизма. Стоит отметить, что та же самая «Чудо-женщина» пришлась критикам по вкусу куда больше, потому что режиссеры не гнались за идеей сделать женского персонажа всемогущим, а показали постепенное становление именно супергероя, несмотря на его половую принадлежность. Кстати, фильм «Чудо-женщина» был снят как раз женщиной-режиссером в отличие от «Капитана Марвел».

Обстановку накалила еще больше произошедшая совсем недавно ситуация со Стивеном Кингом. Интернет взорвался новостью о том, что на писателя вылилась тонна грязи за его посты в Твиттере о номинантах на «Оскар». В результате известный автор был вынужден удалить свой аккаунт. Многие люди негодовали из-за списка номинантов: по их мнению, там не было достаточного количества расовых, этнических и половых разнообразий. Известная актриса Натали Портман в знак протеста этому явилась на ковровую дорожку в платье и пиджаке, на котором были вышиты имена женщин-режиссеров, коих, по ее мнению, незаслуженно не стали номинировать.

— Мне, как писателю, можно предлагать номинантов лишь для трех категорий: «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший оригинальный сценарий». И лично у меня вопрос о половом и расовом разнообразии, как его сейчас применяют в отношении отдельных актеров и режиссеров, не возникал, — пишет Кинг в своем Твиттере. — Таким образом, я бы никогда не стал учитывать половое и расовое разнообразия в рамках искусства. Только качество. Мне кажется, делать как-то иначе было бы неправильно».

Последовала волна негатива, люди всячески осуждали и оскорбляли писателя. Стивена Кинга обвиняли в том, что он не понимает разницы между фильмами белых и небелых людей и судить о подобном может из-за своего якобы привилегированного положения. Писатель же предложил лишить любое искусство расового и полового делений, чтобы оценивать произведения лишь с профессиональной точки зрения. Однако в попытках подробнее объяснить свою позицию он столкнулся лишь с неоправданными обвинениями: ему приписали пропаганду дискриминации тех, кто не был заявлен в списках на «Оскар».

Несмотря на явное желание найти в чем-либо подвох, стоит всегда оценивать ситуацию рационально и не поддаваться на всяческие провокации. Люди видят то, что хотят видеть. Несколько лет назад никто не думал о таких псевдопроблемах. Кинематограф того времени подарил нам немало запоминающихся женских и чернокожих персонажей, которые сейчас почему-то считаются редкостью: Зену из сериала «Зена — королева воинов», Тринити из «Матрицы», Лилу из «Пятого элемента», агент J из «Людей в черном», Эрика Брукса из «Блэйда» и так далее.

Подобные персонажи, которых не хватает людям, есть и в современном кино, просто их перестали замечать, если на них не сделан особый акцент.

Когда говорят, расовые и этнические меньшинства не получают достойных кинопремий, необходимо вспомнить Рами Малека, Холли Берри, Дензела Вашингтона, Вупи Голдберг, Люпиту Нионго. Перечислять тех, чьи расы и пол незаслуженно считают дискриминированными в рамках кинематографа, можно очень долго. Люди сами выдумывают себе и остальным рамки. Вся шумиха вокруг сексизма, расизма и толерантности в кинематографе является проблемой вовсе не белокожих актеров и режиссеров, а тех, кто старательно делает акцент на этом. А отсутствие каких-либо номинантов на «Оскар» в том или ином году свидетельствует лишь о том, что не было приложено достаточно усилий для получения этой награды.

Полина Захарова

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты