Прямой эфир без ошибок - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюПрямой эфир без ошибок

Прямой эфир без ошибок

Редкий студент журфака не мечтает попасть в кадр в качестве ведущего или общаться с героями программ на радиостанции. С какими трудностями приходится сталкиваться в такой работе, как развязать язык спикеру и настроиться на эфир, рассказал радио- и телеведущий, шеф-редактор ГТРК «Южный Урал» Станислав Гладков.

 

Как вы выбираете тему программы?

Она произрастает из бэкграунда, информационной основы. Например,  нападения в школах и жестокость школьников. Тема вылилась в проблему, которую необходимо обсудить. Перед интервью я изучаю инфоповоды, просматриваю статистику нападений. Формирую некие опорные точки в разговоре. Составляю вопросы, задающие тон разговору. Повороты в беседе должны опираться на конкретные факты либо на примеры из статистики.

Кто подбирает экспертов для ваших программ?

Я, советуясь с редакторским отделом. По вопросу жестокости подростков нужен специалист, рассказывающий о функционировании социальных сетей, психолог и представитель сферы образования. Конечно, я не приглашу оппозиционного политолога и чиновника, чтобы столкнуть их лбами, мне нужен обстоятельный разбор вопроса. Надо понимать, что мы хотим получить на выходе. Жаркий спор либо обстоятельную дискуссию с разными экспертными мнениями.

На все темы находятся эксперты?

Бывает сложно найти спикера. Помню, была история, когда мы взяли тему отсутствия общественных туалетов. Чиновники то соглашались, то отказывались от эфира. Не хотели тему обсуждать, им непонятно и неудобно. В безвыходных случаях помогают соцсети. Мы нашли группу «Туалеты Челябинска». Человек на собственном энтузиазме решил просчитать расстояние от туалета до туалета, видимо, столкнувшись с этой проблемой в свое время.

Вам, наверняка, приходится бороться с зажатостью спикеров. Как их можно растормошить?

Журналист должен быть хорошим психологом, чтобы получить информацию. Даже если  спикер за кадром хорошо говорил, то в кадре он может не сказать и слова. Стараешься задавать вопросы, которые бы раскрепощали. Лучше с острых вопросов не начинать, а заходить издалека. «Иван Иванович, как дела обстоят в этой сфере, хорошо или плохо? Выразите ваше мнение». Снижу градус напряжения. Дам понять: я его не допрашивать привез. Мы равные собеседники. Постепенно выхожу на интересные мне вопросы. Он уже разгоряченный. Ему кажется, что отвечает неплохо. Я его даже поддерживаю. А потом – раз! Вворачиваю неприятный для него факт. И просто так тему проскочить не удается.

Что вам ближе: радио или ТВ?

Я радийщик по природе своей. В телепрограммах мне не нравится малая импровизационная часть, потому что сценарий должен быть выверен. Режиссер всегда знает, где, в какой момент и что ты скажешь. Операторам важно взять определенный план. Например, нельзя поднять документ, если этого нет в сценарии, и операторы не навели камеры на то, что в руках. Требуют перезаписать этот момент. На радио, как правило, прямой эфир. Ты не привязан ни к кому, кроме себя. Сценарий есть, но он не влияет на речевые обороты, повороты в студии, есть динамика, драматизм разговора.

Как вы готовитесь к эфиру? Гимнастика лица, распевка, скороговорки?

Прежде чем выходишь в прямой эфир, нужно откашляться и смочить горло. Во время программы ставлю стакан воды себе и собеседнику, даже если он отказывается. При беседе желание смочить горло возникает регулярно. У меня простая артикуляционная разминка. Я не проговариваю скороговорки, просто произношу звуки.

Дайте совет начинающим дикторам.

В начале деятельности, конечно, скороговорки нужны. Говорить их нужно медленно, затем ускоряясь. Тренировать сочетание звуков, которые тяжело даются. У дикторов встречается проблема интонационной подачи. Чтобы избежать ее, советую чаще читать вслух художественные произведения. В них сложные знаки препинания, которые нужно где-то перемежать с дыханием. Информационный текст подачи, как правило, формульный, строится на типичном построении фраз. В художественной же литературе много авторского. Нужно сделать паузу, набрать воздуха, чтобы продолжить длинный оборот речи, и все с выражением. Читайте, что нравится. Главное – вслух и без запинки. Каждый день открывайте книгу и чайте вслух своим родным.

Теги
Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты