Кровь и деньги: почему в России не хватает кадровых доноров? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюКровь и деньги: почему в России не хватает кадровых доноров?

Кровь и деньги: почему в России не хватает кадровых доноров?

Донорство в нашей стране не лишено проблем. К счастью, многие организации заинтересованы в их решении. В программы по популяризации донорства вовлечено большое количество неравнодушных людей – они старательно создают проекты, запускают акции и проводят специальные форумы. С просьбой поделиться своей «донорской» историей и рассказать о главных проблемах этой сферы я обратился к активисту организации «DonorSearch» и кадровому донору Владиславу Завьялову.

– Владислав, вы являетесь автором подкаста о донорстве, который выходит на портале «DonorSearch». Что он из себя представляет и какие темы вы затрагиваете в его рамках?

– Это единственный подкаст на русском языке не только о донорстве, но и о здоровье. В легкой форме мы освящаем донорство абсолютно со всех сторон. Мы рассказываем о противопоказаниях, различных нюансах и тонкостях, а также занимаемся агитацией. Пару раз наш подкаст выходил в топ ITunes’а, что очень важно. Ведь это означает, что его слушают, что это интересно людям. Часто я получаю обратную связь от аудитории – многие утверждают, что хотели стать донорами, но сомневались, а сейчас этих сомнений нет. Самое большое количество подобных комментариев я получил, когда у нас три выпуска подряд были о донорстве костного мозга. Многие считают его опасным для здоровья, но это совсем не так. И наше призвание как раз разрушать подобные мифы.

– Что побудило начать вести подкасты? Как вы к этому пришли?

– Началось все это достаточно интересно. Я сидел в аэропорту, ждал вылета, мне предстоял долгий путь. Внезапно я решил зайти в профиль «DonorSearch» в Instagram, посмотреть, как обстоят дела с донорством в России на данный момент. Меня очень порадовали результаты их деятельности, и я решил написать им в личные сообщения слова благодарности. Так случилось, что в этот день сообщения проверял наш мегабосс Руслан. У нас завязался диалог, в ходе которого родилась идея делать подкасты. К тому же, это не требовало от «DonorSearch» никаких финансовых вложений, так как я на тот момент работал на радио. На производственно-технической базе Озерской Вещательной Медиагруппы мы реализовывали этот проект долгих четыре месяца.

– До того, как вы зашли на портал «DonorSearch» и стали ведущим подкастов, вы интересовались донорством? Сдавали кровь?

– Да, я являюсь кадровым донором. Это те люди, которые сдают кровь, проходя через все круги нашей бумажной волокиты и несовершенства российской системы донорства. Я прошел подобный медосмотр два раза. Первый раз я проходил его в Москве, затем в Озерске. На днях мне предстоит пройти еще один – в Челябинске.

– С какого возраста вы являетесь донором?

– С 18-ти лет я стал постоянно сдавать кровь, вдохновившись примером мамы. Она кадровый донор. Благодаря ей я понял, что спасти кому-то жизнь не так уж сложно и, к тому же, это не требует от человека каких-то серьезных вложений.

– Помимо примера родного человека, мотивировало ли вас еще что-то? Были ли мысли о том, что сдача крови может стать дополнительным источником дохода?

– Пример мамы дал хороший толчок. Потом самостоятельно много изучал тему донорства, читал об этом. Я с нетерпением ждал совершеннолетия, чтобы начать сдавать кровь. О корысти здесь и речи быть не может. За донацию дают около пятисот рублей, и я знаю множество примеров, когда доноры эти деньги перечисляли в благотворительные организации. Я сам так неоднократно делал. В европейских странах вообще ничего за донацию не полагается. Это у нас так – два бонусных выходных, которыми я ни разу, кстати, не воспользовался, и денежное вознаграждение.

– Не кощунство ли это – давать деньги за донацию? Как вы считаете, не должен ли весь этот процесс нести исключительно благотворительный характер?

– Это двоякий вопрос. Лично я не считаю это кощунством. Ведь говорят: «Каждый труд должен быть оплачен». Донорство – это тоже труд: ты должен пройти всех врачей, найти время и соблюдать специальную диету. При этом ты имеешь еще и достаточно большое количество ограничений, поэтому в поощрениях я не вижу ничего плохого. Да и, в целом, не вижу ничего плохого в получении денег любым законным путем.

– Находятся ли люди, которые идут сдавать кровь исключительно для того, чтобы получить денежное поощрение?

– Да, многие студенты, к примеру, идут ради того, чтобы получить вознаграждение. Такие люди есть, но я не могу сказать, что их большинство. Но главное, что они сдают кровь. Куда хуже то, что люди часто разово посещают станцию переливания. К примеру, приходят один раз на акцию от института и на этом у них история с донорством заканчивается.

– Можно ли как-то повлиять на людей и донести до них, насколько важен процесс сдачи и переливания крови?

– Конечно, я могу прийти сейчас в любой университет и рассказать, насколько важно сдавать кровь, сколько людей страдают и умирают от ее нехватки ежедневно. Но этого будет недостаточно. Важно сделать так, чтобы люди поняли и мой рассказ не был для них пустым звуком. Важно до них достучаться. Если такое понимание когда-то возникнет, то проблема донорства перестанет быть актуальной.

– Приходя на станцию сдавать кровь, чувствуете ли вы себя там комфортно? Или есть моменты, которые смущают?

– Тут от станции к станции какую-то закономерность выявить не получается. Большую часть времени я сдавал кровь в Москве. Там со станциями все прекрасно: отличный ремонт, добрый персонал. Но в другом городе может быть и такая ситуация: с потолка сыплется штукатурка, электричество отключается раз в 15 минут, при этом персонал должен быть улыбчивым и доброжелательным. Такое тоже приходилось наблюдать. Но я бы не сказал, что мне от этого не по себе. Донорство – это итак выход из зоны комфорта. Неприятно только, что не везде к донорам относятся как к тем людям, которые потратили свое время и пришли, чтобы спасти кому-то жизнь. Могут нагрубить, такое я тоже встречал. А когда все в обстановке устраивает, то ходить одно удовольствие.

– Проблему с персоналом можно как-то решить?

– Это проблемы российского сервиса, пережитки 90-х годов. Недавно прочел, что при открытии первого филиала «Макдоналдса» в России люди не понимали, почему персонал улыбается и вежливо с ними говорит. Это проблема всех муниципальных организаций. Хамят в поликлиниках, паспортных столах – это реальная проблема. Частные же организации заинтересованы в том, чтобы люди к ним приходили , а следовательно и в том, чтобы у них был качественный сервис.

– Кроме того, что на станциях переливания крови ты можешь столкнуться с грубым и невежливым персоналом, какие еще проблемы есть у донорства конкретно в нашей стране?

– Я, как человек, который знает всю эту кухню изнутри, могу сказать, что это – банальная нехватка доноров. В особенности не хватает кадровых доноров. Можно посмотреть на сайтах станций переливания крови донорский светофор – это табличка, в которой по группам и резус-факторам обозначается потребность центра в той или иной группе крови. За все время работы в «DonorSearch» я ни разу не видел такого, чтобы этот светофор был полностью зеленым. А это значит, что потребность в ней есть постоянно.

– Как вы думаете, почему люди не идут сдавать кровь? Недостаточно информации предоставляют люди и организации, которые обязаны ее предоставлять? Или в чем все-таки проблема?

– На мой взгляд, у нас недостаточно агитационной работы. Многие люди попросту не понимают, что крови может не хватать, многие не знают даже свою группу крови. Как следствие, у нас не сформирована культура донорства. У нас считается моветоном запустить социальный ролик на телевидении или радио. Не хватает просветительской работы. Недостаточно выездной бригады, которая приезжает в университет раз в год. В итоге, люди просто не знают, что есть такая потребность – в этом основная проблема.

– Насколько сейчас перспективно получить финансирование, нанять профессиональных операторов и отснять классный ролик о донорстве, а затем презентовать его в ВУЗах, на различных предприятиях, показать по крупным ТВ-каналам? При условии, что это был бы не сухой ролик, который отображал бы статистику, а качественная работа со смыслом, цель которой – достучаться до людей.

– Давайте рассмотрим вакуумные условия: мы отсняли ролик, его взяли самые популярные каналы, он разлетелся по всему интернету. В случае, если это будет не разовая акция, то это принесет пользу. В наших же условиях тема здоровья является моветоном. Поэтому на телевидение такой ролик скорее всего не возьмут, в пабликах соцсетей это мало кому будет интересно. Поэтому вряд ли что-то из этого получится.

– Есть какие-то другие способы, которые эффективно помогут привлечь новых доноров?

– На данный момент я не могу сказать, что можно сделать для привлечения доноров. Охват подкастов у нас падает. Изначально это выстрелило потому, что это был новый формат. Первый выпуск у нас набрал какое-то космическое количество прослушиваний, хотя был записан на кухне, в полевых условиях. Сейчас, когда у нас есть профессиональное оборудование и качественный контент, люди перестали интересоваться, эта тема приелась. Доноры знают, что проблема есть – она огромна и актуальна. А человек, который никогда с этой темой не соприкасался, слишком занят другими делами и ему попросту не до донорства.

– Что бы побудило человека заинтересоваться темой донорства, пойти сдавать кровь и стать популяризатором этого?

– Наверное, мотивация появится только тогда, когда он столкнется с этой проблемой лично, когда это как-то начнет задевать его интересы. Если вдруг завтра объявят, что за каждую донацию дают миллион рублей, то у станций выстроятся толпы. Если необходимость в переливании крови появится у конкретного человека или у его близких, то он точно заинтересуется, возможно, даже углубится в эту тему, попробует привлечь людей. Но здесь тоже все зависит от конкретного человека. Нужно понимать, что кому-то эта тема попросту неинтересна и многие не задумываются, что могут легко помочь нуждающемуся.

– Давайте подведем итоги. Если резюмировать вышесказанное, то какие две проблемы донорства в России мы можем выделить?

– Первая – человек не знает, что существует проблема донорства. Вторая – не хочет знать, ему не нужна такая информация. И эти обе проблемы не решить в ближайшее время. Ведь у нас собственное здоровье – это некое «табу».

– Если прямо сейчас поднять стоимость донации с пятисот рублей до двух тысяч, поток людей увеличится?

– Единично, так как об этом будут знать только те, кто следит за донорской обстановкой. А вообще, первый вопрос, который задают неосведомленные о донорстве люди: «А сколько платят?».

– Сформулируем назревшее решение главных проблем донорства: изначально мы воздействуем на людей и добиваемся от них понимания, осознания важности процесса сдачи крови. Только при таком раскладе мы можем надеяться на изменение ситуации в лучшую сторону?

– Да, только посредством изменения сознания самих людей. Ведь различные организации долгое время занимаются популяризацией донорства, но вопрос «Как привлечь больше людей?» по-прежнему остается открытым.

К такому выводу привела нас беседа с Владиславом. Сколько же времени понадобится на то, чтобы стабилизировать обстановку в области донорства? Это зависит от каждого из нас, от того, как мы будем воспринимать проблемы данной сферы и какие решения для них будем находить. В одном сомневаться не приходится: если каждый задумается о том, что он может спасти чью-то жизнь, то проблем станет в разы меньше.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты