«Преподаватели встречают Новый год дважды: 1 сентября и 1 января»

Преподаватели журфака ЧелГУ рассказали, как для них проходит первое сентября, и дали несколько полезных  советов.

Как подготовиться к учебному году?

Настраиваются ли наши преподаватели на работу в новом учебном году? Соблюдают ли какие-­то ритуалы в процессе подготовки к занятиям? Интересные ответы мы получили от Максима Алексеевича Демчука, Константина Валерьевича Киуру, Андрея Владимировича Сафонова и Елены Юрьевны Пановой.

Начнём с того, что Максим Алексеевич и Андрей Владимирович преподают некоторые дисциплины в связке, но с разным подходом – с акцентом на практику и на теорию. Именно поэтому наши преподаватели стремятся повторить старый материал, внести правки и создать единую систему.

Такие моменты имеют значение для всех преподавателей, при этом заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Елена Юрьевна обращает внимание и на моральный настрой перед знакомством с новым поколением журфаковцев:

«Настроиться на занятия нужно не только детям, вчерашним школьникам, но и преподавателям. Никаких особенных ритуалов у нас нет. Зачетки не трём, первого сентября халяву не призываем. Правда, всем преподавателям тоже пусть немножко, но тяжко выходить с летних каникул. А тут ещё получается, что тебя ждёт племя молодое, незнакомое, к которому нужно привыкнуть, которое нужно открыть, не потерять, заразить своими идеями. Это требует тонкого настроя.

Для меня это всегда ощущение нового полёта. Это похоже на Новый год, который, мне кажется, преподаватели встречают два раза: не только традиционно первого января, но ещё и и первого сентября.  И почему­-то я всегда жду его как праздника, как Нового года, как открытия новых горизонтов. И каждый раз отношусь к первокурсникам, как к замечательной китайской шкатулке с сюрпризом. Очень изящной, внутренне заряженной, которую обязательно нужно открыть и постараться с ней подружиться».

12 слов о первокурсниках

Какими тремя прилагательными преподаватели могут описать нынешний первый курс? В ответ на этот вопрос мы услышали 12 потрясающих слов.

Результаты творческого конкурса и участие ребят в жизни журфака доказывают, что описание хорошо подходит нашим первашам: умные, активные, заинтересованные, открытые, творческие, интересующиеся, неравнодушные, перспективные, молодые, нацеленные на результат, разговорчивые.

Новое не всегда просто

Следующий вопрос интересен тем, что он раскрывает другую сторону – закулисье обучения. Итак, что самое сложное в работе с новыми студентами? Первая своим мнением поделилась Елена Юрьевна:

«На мой взгляд, ответ кроется в самом вопросе.  Новое – это всегда неизведанная территория, Земля, по которой нужно пройти. И, относясь к этой территории максимально корректно, максимально бережно, мы понимаем, что перед нами новые дети, которые идут со своими стремлениями, надеждами, может быть, какими­-то страхами. Родители тоже в этом отношении переживают за них – а всё ли сложится, всё ли получится, а правильно ли выбрано направление. Мы всё это прекрасно понимаем.

Для меня самое сложное и в то же время необходимое – настроиться на их волну и ввести в рабочий режим. Жизнь всегда будет состоять из чего-­то неизведанного, нового, может быть, страшного, но жутко интересного. Пока не попробуешь – не поймёшь, где границы этого».

Самое сложное – настроиться на одну волну с новыми студентами. И, кстати, не только с новыми, но и со старыми, потому что они тоже после лета приходят чуть-­чуть взрослее, и мы опять заново к ним привыкаем».

У профессора кафедры журналистики и массовых коммуникаций Константина Валерьевича Киуру другое мнение – он уверен, что не стоит преувеличивать трудности адаптации в университете:

«Для меня ничего сложного нет. Студентам трудно перестроиться на новый тип отношения к ним со стороны преподавателей, новый темп работы, новый способ закрепления информации. Но это сложно только в первые дни. Главное – не упустить момент вхождения в этот новый ритм работы, иначе потом трудно будет догнать».

Старших не нужно бояться. Как поладить с преподавателями?

Самое сложное уже позади, теперь – только интересное. Давайте преодолеем страхи, настроимся, узнаем, как общаться с преподавателями, и начнём этот учебный год.

«Главное – не закрываться в себе, – советует Елена Юрьевна Панова. – Если мы говорим о взаимодействии преподавателя со студентом, то уметь слышать, слушать, адекватно воспринимать информацию, не домысливать и понимать – всё это играет ключевую роль».

«Необходимо слушать и слышать всё, что говорят преподаватели, смотреть на всё широко открытыми глазами, не бояться задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения, – говорит Константин Валерьевич Киуру. – Обязательно включаться во все творческие проекты. Ничего не откладывать на потом, потому что страшное слово «дедлайн» прочно войдёт в ваш лексикон».

«Ни в коем случае не стесняйтесь задавать как можно больше задавать вопросов как в рамках занятия, так и после них, – комментирует Максим Алексеевич Демчук. – Нет ничего страшного в том, чтобы вы подошли, переспросили или уточнили что-­то, рассказали, что конкретно вам интересно в теме занятия. Главное – понимать, что ключевым звеном в преподавании является не преподаватель, а студент. И, на мой взгляд, всё-­таки не студент должен ориентироваться на преподавателя, а преподаватель – на студента».

Всем удачи и лёгкого пути!

Дарья Серебрякова

Вам также могут понравиться эти

X