Яна Важенина: «Танцевальные баттлы и традиционная пляска имеют схожую форму» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюЯна Важенина: «Танцевальные баттлы и традиционная пляска имеют схожую форму»

Яна Важенина: «Танцевальные баттлы и традиционная пляска имеют схожую форму»

Мама рассказывала, как в 2000-х работала вожатой в детском лагере. Они учили народную песню «Купалинка». Водили хоровод и прыгали через костер на празднике Ивана Купала. После этого я задумалась, как сосуществуют традиция и современность. В этом вопросе поможет разобраться наша героиня.

Яна Важенина — человек-оркестр. Она студентка первого курса историко-филологического факультета ЧелГУ. Занималась бальными танцами 13 лет, сейчас активно погружается в вог. Модель и фольклористка, фотограф и путешественница, визажистка и художница.


Есть тенденция: люди не любят, когда фольклор пытаются менять. Однако все заявляют, что целью деятельности является его сохранение и популяризация. Фольклористы хотят нести это в массы. Однако он не заинтересовывает людей в том количестве, в котором хотелось бы. При этом далеко не все готовы принимать альтернативные формы. Появляется интересный диссонанс. Как ты считаешь, почему фольклористы недолюбливают «современщиков»?

— Я люблю и фольклористов, и «современщиков». Суть в том, что нашей первостепенной задачей является сохранение аутентичного фольклора, каким он был 200-300 лет назад. Поэтому, когда появляются альтернативные формы, не все готовы это принимать. Идет искажение традиции. Однако здесь важно отметить: когда мы используем новые формы, мы не заменяем ими традиционный фольклор. Не вводим людей в заблуждение. Мы ищем формы для выражения творческих порывов, хотим создать что-то новенькое. Не ругайте нас! Ведь правильный фольклор все равно остается, и он важен. Современные формы не вытесняют его. Наоборот, они могут вовлечь людей. Нам нужны новые люди! Молодая кровь!

Дизайнеры одежды, танцоры, живописцы проявляют интерес к исконному, традиционному. Через свое понимание, пусть и не всегда достоверное, воплощают, творят и стремятся понять. Есть ли творческие деятели, чьи работы вдохновляют тебя?

— Не все потеряно в нашем фольклорном мире. Хочу упомянуть восхитительную группу «Притоп Тритона». Кстати, не так давно виделась с ними. Ребята, которые состоят в группе, приезжали с театром Петрушки. Меня восхищает режиссерка и фотографиня Юлдус Бахтиозина. Между прочим, она сотрудничала с Vogue Italia. Юлдус использует традиционные украшения в своих работах. Создает перформансы. Расскажу еще об одной прекрасной девушке, мастерице. Я мечтаю однажды доехать и набить у нее татуировку. В сети она известна как «С любовью, Мари». В своих работах она использует орнаменты с наличников и вышивки. Я считаю это клевым сочетанием фольклора и современности. Ее татуировки — мега стиль, мега класс! Также мне нравится Аня Свердлова, дизайнерка по костюмам. Насколько я знаю, она получала образование в Петербурге и Лондоне. Аня создает украшения и одежду как традиционную, так и стилизованную. Я в восторге от костюма опричника Федора Басманова. Это сарафан и рубашка-долгорукавка, которые вдохновлены историческим кроем, а принты — психоделическими орнаментами 60-х. Аня провела невероятные съемки с костюмом. Она девочка со вкусом! Я в любви!

Ранее люди обладали классной насмотренностью. Одежду, по большей части, они шили сами. Украшали и декорировали наряды. В них считывался «уникальный код». Человек мог оценить качество продукта, который создает. Он разбирался в тканях, умел сочетать оттенки, подбирать вышивку. Часто фольклористам не хватает насмотренности. Как ты думаешь, почему люди не обладают теми навыками, что обладали однажды. По какой причине так происходит?

— Люди, которые жили в деревнях лет так 200 назад, шили наряды сами, украшали их. Они разбирались в тканях, так как подбирали все под себя. Сейчас мы покупаем готовый продукт. Не понимаем, как сшито изделие, насколько качественный у нее материал. Мы не можем оценить детали костюма. Я думаю, что насмотренности не хватает и обычным людям, и фольклористам. Могу дать совет: попробуйте сшить что-нибудь для себя. Интересный процесс, который расширяет понимание культуры в нашем мире.

Наши предки безупречно держали ритм. Выражали свои чувства, свое Я через сольную пляску, их с рождения до самой смерти окружала музыка. Ты говорила, что сольная пляска и современные танцевальные баттлы во многом схожи. Подружки веселятся, а парень заигрывает с девушкой через танец. Яна, баттлы имеют ту же форму, что и пляска? Как ты это видишь?

— Нельзя сказать, что они имеют одинаковую форму. Ведь это разные направления, что разделены огромным временным отрезком. При этом у них много схожего. Сольная пляска была импульсом. Человек захотел выйти, показать свое Я. Проявлял характер и настроение. Она могла быть веселой или злой, более напористой или легенькой. Танцевальные баттлы имеют схожую форму. Мы демонстрируем свои чувства, состояние души. Парень мог плясать с парнем. Я вижу это как бой, поединок. Подружки могли танцевать вместе. В баттлах мы можем выходить по одному или несколько человек. Состязаться командами или дуэтом. Я считаю, что они похожи именно с эмоциональной точки зрения.

Осенью ты участвовала в проекте «ФОЛЬК 2.0». Организаторы дали полную свободу, и вы ставили номера. Ты выступила с экспрессивным танцем в традиционном костюме. В чем заключается взаимосвязь пляски и современного танца?

— Целью проекта было совмещение фольклора и современности. Мы слушали лекции, снимали видосики. Я танцую с четырех лет, занималась бальными танцами 13 лет. Сейчас развиваюсь в современных направлениях, движениях. Именно поэтому мы решили добавить в номер неординарные элементы, чтобы все сидели в шоке. Начали с традиционной плясочки. Неожиданно я начинаю выполнять лютые комбинации. Сам продукт в плане формы вышел сырым, так как было мало времени на подготовку. Мой танец был полнейшей импровизацией. Мы хотели произвести фурор, сделать то, что никто не ожидает. Я получила много позитивных отзывов, но были и негативные. Суть какая была: пляска давала свободу, чтобы выразить свое Я. Была ограничена правилами. Тем более, если мы изучаем локальную традицию, в ней есть особенности и нюансы, которых нужно придерживаться. Современные же направления также имеют рамки и ограничения. При этом «новые» танцы — это абсолютная свобода! Это могут быть совершенно безумные движения, раскрепощенные и концептуальные связки. В них присутствуют немного животные элементы. Взаимосвязь заключается в том, что проявление собственного Я остается, формы меняются. Посыл один и тот же — выразить чувства, взаимодействовать с публикой.

По твоему мнению, электронная музыка позволяет сделать звук многомерным. Для тебя ключевой фигурой в направлении является Grimes. Исполнительница никак не связана с фольклором. Что ты чувствуешь, когда слушаешь композиции Grimes? Есть ли связь у электронной и этно музыки?

— Я обожаю электронную музыку. Ее звук может быть объемным. Мы можем создавать многослойность в творческих работах. Я слушаю электро в наушниках. Еще одно отличие фольклора от современной музыки. Он исполнялся всегда вживую, а сейчас мы втыкаем наушники и слушаем все так. Я считаю их великолепным изобретением человечества! Тут есть небольшая схожесть с фолком. Зачастую в традиционных песнях присутствует многоголосье. Они и создают объемный звук, заполняющий пространство. Аж стены и пол звенят! Мурашки бегут по коже от того, какие громкие и мощные голоса. Электронная музыка позволяет сделать нам тоже самое.

Grimes для меня — бесконечный восторг. Она самобытная и космическая. Мне нравится её творчество целиком, потому что она пишет и музыку, и вокал, и продюссирует клипы. У неё уникальный стиль, в одежде в том числе. Ох, а её съёмки это чистейшее искусство! Сейчас особенно впечатлена снимками для Palladium от Брайана Зиффа. Меня восхищает её отношение к искусственному интеллекту и то, как она его развивает. Grimes постоянно участвует в проектах и конференциях на тему ИИ, и мне всегда любопытны интервью с ней.

Ты считаешь, что музыки, в которой грамотно и «вкусно» сочетаются русский фолк и электро недостаточно. Чаще всего текст накладывается на весёлый бит. Фольклорное пение самодостаточно? Необходимо ли дополнение в виде электро музыки?

— Я думаю, что у нас нет качественной музыки, где фолк и электро совмещены. Зачастую люди берут бит, веселый и однообразный. Электронная же музыка позволяет создавать шумы и звуковые волны. Конечно, фолк самодостаточен. Однако с точки зрения творческой деятельницы могу сказать, что всегда интересно искать новые формы в искусстве. Фольклор и электронная музыка — противоположности, два абсолютно разных начала. Как я уже раньше говорила, они схожи. Электронная музыка и традиционное пение помогают максимально заполнить пространство звуками. Я хочу увидеть продукт, в котором аутентичность и электро. Не динамичная песенка, а шумы и многомерность. В фольклоре часто мы поем что-то веселое. Балалайки, медведи и бубны! Бывает не только так. У нас же есть лирические песни, довольно таки серьезные произведения. Они предполагают эмоциональный настрой. Будет любопытно посмотреть на сочетание лирической песни с электро. Ради эксперимента!

Я знаю, что к аутентичному фольклору тебя привело знакомство с блогом Нины Вагайцевой. Закончила кафедру этномузыкологии. Рассказывает о традиции обычным людям. Изучает новые формы. Что тебя восхищает в творческой деятельности Нины Вагайцевой?

— На самом деле я случайно наткнулась на блог Нины. Он заинтересовал меня. Вот, постепенно я оказалась в фольклорном ансамбле «Горица» при ЧелГУ. Мне нравится, что Нина без категоричности и навязывания рассказывает о традиции. Использует креативную подачу при создании видеороликов, чтобы привлечь новую аудиторию. Она ищет альтернативные формы. Нина участвовала в танцевальных перформансах. Познакомилась с танцорами «современщиками». Меня восхищает в этой девушке открытость к вариациям творчества. Развивается и думает, что можно слепить.

Есть ли кто-то в фольклорных кругах, кто на твой взгляд классно совмещает фолк и современность?

— Давайте поговорим про музыку. Ранее я упоминала группу «Притоп Тритона». На мой взгляд, они великолепно сочетают фолк и то, что мы слушаем сегодня. Они клево совмещают традиционный крой. Я восхищаюсь совместным творчеством Ульяны Карловой с Даней Воронковым. Осенью она выступала с группой «Курара» на фестивале. Они музыканты никак не связаны с фольклором, но мне запомнилась их коллаборация.

Идет тенденция: человек может заниматься чем-то для себя, не обязан быть профессионалом. Яна, ты видишь связь традиционной культуры с проявлением своего Я?

— Я замечаю, что сейчас все меняется. Прихожу на занятие. «Почувствуй себя собой! Проявись! Ты не обязана быть супер профессионалом.» — говорит хореограф. Человек может заниматься тем, что ему нравится. Современное искусство, во многом, это про идею, концепцию и содержание, а не про форму. Поэтому многие и не понимают в чем смысл нетривиальных выставок. Мол, что это такое? Важно не то, что ты видишь, а что это значит. Традиционная культура — это община. Через песни и пляску человек отражал представления о мире. В этом и проявлялось собственное Я. Ведь, когда он поет в кругу людей, проживает то все сам. Сейчас мы проявляем собственное Я через творчество. Вкладываем или боль, или радость. Люди во все времена остаются людьми. Мы все похожи.

Я знаю, что твоя подруга пишет электронную музыку. Планируешь ли ты создать творческий проект, в котором фольклор и многомерный звук соединятся? Если я права, каким ты хочешь его видеть? 

— Моя подруга сочиняет музыку на любительском уровне. Делает это на компьютере. При этом она включена в тему фольклора. Как-то раз мы стали обсуждать и пришли к выводу. Как же нам не хватает сочетания аутентичного пения с электронной музыкой. Многослойный звук с шумами и потрескиваниями. Нужно заняться этим, но пока что мы тетеньки занятые, деловые. Однажды соберемся и хотя бы для себя на коленке попробуем создать что-нибудь подобное. Увидит ли свет наш шедевр, обещать не могу. Безумно хочу! Всю дальнейшую деятельность я вижу как синтез разных направлений творчества. Мне интересно совместить увлечения, создать новый продукт. 

Источник иллюстраций: личный архив Яны Важениной, социальные сети Grimes

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты