Сборник клише: о том, как актуальную тему можно превратить в бульварный роман
ГлавнаяРецензияСборник клише: о том, как актуальную тему можно превратить в бульварный роман

Сборник клише: о том, как актуальную тему можно превратить в бульварный роман

В мои руки полгода назад попала очередная, на тот момент, интересная, как мне казалось, литературная новинка от издательства Popcorn Book. Роман в довольно красочной обложке привлек мой взгляд не только ярким оформлением, но и интригующим названием – «ВИЧ-положительная». Книга авторства Кэмрин Гаррет вышла в 2020 году, если верить форзацу. Я на нее наткнулась в ноябре 2022.

Почему-то в голове сразу всплыл довольно интересный фильм Юрия Дудя* (*признан иноагентом на территории РФ) про ВИЧ. Детально, с несколькими героями в кадре нам рассказали о том, как, где и через что можно получить вирус иммунодефицита человека и как с ним можно жить. Здесь стоит сказать, что про ВИЧ и СПИД я узнала рано, насколько это было возможно, лет в 12. Мама-медик приносила разные брошюры и книжки для детей, чтобы я точно понимала, что к чему.

Так что я была хорошо осведомлена о том, что это – ВИЧ и с «чем его едят», как говорится. Возможно, именно поэтому мне стало интересно, как авторка в форме Young Adult (подростковая литература – прим. автора) раскроет тему и раскроет ли вообще.


Возвращаемся к истокам?


Первое, с чем я столкнулась – повествование от первого лица. Прошу отметить, что я ничего против не имею. Я читала ряд романов от первого лица, но это были книги 2000-х годов. Не очень ожидаешь такое от книги, изданной в 2020.

Здесь стоит сказать, что роман-исповедь подростка, а именно так можно охарактеризовать такой тип романа, появился задолго до этого. Например, такое повествование можно встретить в «Приключениях Гекельберри Финна» Марка Твена, в 1884 году. И для 1880-х это было новаторством, поскольку раньше никто так не писал. Переживания героя, через призму его собственного размышления, все окружение через личное восприятие. Фокус в таком романе неизменно остается на повествователе.

При этом читать о приключениях Гекельберри Финна, написанных в 1884 году, в несколько раз интереснее, чем узнавать о жизни главной героини книги «ВИЧ-положительная», которая вышла в 2020. Почему так?

На самом деле, все упирается в авторский слог и особенность жанра. Любой книжный мир нужно суметь прописать так, чтобы у читателя по ходу не возникло вопросов из серии: «А это кто?», «Как мы сюда попали?», «Вернусь на прошлую страницу, я не понял, что произошло» и т. д. А уж если автор выбирает в качестве жанра – роман-исповедь, это особенно сложно. Во время описания переживаний героя нужно успевать прописывать и детализировать обстановку вокруг, других героев и их характеры, ключевые локации и сами эмоции.

И здесь очень лаконично смотрится преобладание размышлений над диалоговой формой. Именно поэтому, роман Марка Твена стал классическим: читая размышления Гекельберри Финна, мы узнаем его историю, вместе с ним продолжаем путешествовать, встречаем самых разных людей. Диалог здесь – вписывается в канву повествования. В отличие от «ВИЧ-положительной». Во время прочтения кажется, что вся книга – это буквально диалоги. Минимальное количество текста, отведенного на «исповедь» героини привело к тому, что основным двигателем сюжета стали бесконечные диалоги. Их насколько много, что ты не успеваешь запомнить какие-либо детали мира книги. И это печально.

Так, например, все важные детали личности главное героини – Симоны, мы узнаем, по большей части, как раз из диалогов. Нет той глубины «собственного» мнения девушки. Кое-как нам рассказывают о том, что она увлечена мюзиклами, вкидывают немного информации о любимых, но размышлений Симоны о том, почему это для нее важно или как ее это начало интересовать.


Картонные герои


Абсолютный кусок бумаги вместо героев вы получите, если начнете читать «ВИЧ-положительную». Издержки повествования от первого лица и неумелого авторского описания, на мой взгляд.

На страницах вас ждут редкие описания внешности и одежды героев, с небольшим количеством текста об их характере. В большинстве случаев, его нет. Это спойлер, но мне не стыдно. Иногда вы встретите героев, которые есть просто потому что нужно как-то продвигать сюжет.

Как по мне, хорошо прописанные и интересные герои – это то, за чем ты в целом идешь в Young Adult. Хочется найти в книге героя, который был бы чем-то похож на тебя или на кого захочешь ровняться. Авторка же вкидывает иногда какие-то детали внешности или факты о персонаже, чтобы хоть как-то улучшить ее мир. Или, как я уже упоминала выше, мы получаем немного информации из диалогов.


Что по сюжету?


А вот история, которую пытается рассказать Кэмрин, через призму героини очень даже ничего. Легенькая, интересная история с небольшой детективной и романтической линией.

Главная героиня – Симона. Девушке 17 лет и у нее ВИЧ. Собственно, ее заболевание – основной двигатель сюжета. Симона была вынуждена покинуть прошлую школу из-за того, что там узнали про ее заболевание. И вот, мы вместе с героиней, на этапе адаптации в новом учебном заведении. Симона находит подруг, ведет активную школьную жизнь, переживает первую влюбленность. Единственное, что омрачает вполне стабильную картину действительность – анонимные записки в шкафчике о том, что вскоре все узнают про ВИЧ. В целом, хорошо в рамках этого литературного направления.

Вместе с Симоной мы переживаем из-за раскрытия тайны о заболевании, находим веселых подруг, тусуемся с ними, влюбляемся в юношу и реализуем свой творческий потенциал.

Но тут нужно вспомнить о том, что авторка не очень хорошо прописывает героев и мир вокруг. Так что история получается скомканной и третьесортной, что ли.


Вы шутите?


Одно большое клише. Вот как я могу охарактеризовать роман «ВИЧ-положительная». Потому что по неведомой мне причине, Кэмрин Гаррет собрала в своей книге все типичные клише и острые вопросы 21 века. Предлагаю остановиться на этом подробнее.

  1. Семья Симоны. Если быть точнее, ее родители. А это два отца. Да, типичная американская семья по мнению авторки – это ребенок и оба родителя – мужчины.
  2. Лечащий врач Симоны. Конечно же Симона должна наблюдаться у специалистов, поэтому у нее есть свой врач. Это женщина-мусульманка.
  3. Подруги Симоны. Одна из них асексуальная лесбиянка, а вторая встречается с парнем из школьной спортивной команды.
  4. Школы, в которых учится Симона. Негативно настроены по отношению к ней из-за ВИЧ статуса.
  5. Симона афроамериканка.

К чему я веду? Плохо ли что авторка выходит на уровень современных реалий? Нет, абсолютно. Важно говорить о всех этих табуированных, отчасти, темах. Но не таким скомканным способом, когда все это собирается вместе – становится чересчур много. Собрав в одном месте все клише современности Кэмрин скорее отталкивает от своего текста, чем привлекает к прочтению.


А тема-то крутая была


Роман «ВИЧ-положительная» притягивает к себе людей за счет актуальности темы. К сожалению, до сих пор Россия остается в лидерах среди количества людей с ВИЧ-инфекцией. Поэтому, возможно именно в нашей стране было бы круто популяризировать подобную литературу среди подростков.

Но, к сожалению, я не могу сказать, что авторка смогла раскрыть тему заболевания качественно. Да, мы проживаем трудности девочки-подростка с заболеванием. Но по факту, все сводится к ее переживаниям: «А как отреагируют люди, когда узнают?». Все. Девушка никак не пытается объяснить окружающим, что она вполне функционирует и ВИЧ-положительный статус не передается от прикосновения и т.д.

При прочтении я задавалась вопросом «Ты реально думаешь, что из-за твоего заболевания нормальные, адекватные и понимающие люди прекратят с тобой общаться?» постоянно. Героиню мучает вопрос принятия в обществе, но она не делает никаких попыток, наоборот, если бы не записки с угрозами рассказать обо всем, Симона не начала спрашивать о том, как лучше рассказать все друзьям.

Описание группы помощи, куда ходит героиня, так же мало и незначительно. Крошечная попытка рассказать о том, что групповая терапия может помочь принять заболевание и объяснить, как грамотно сказать об этом другим.

Тема была очень крута, но вот реализация оказалась максимально слабой. Своими руками Кэмрин Гаррет превратила интересный остросоциальный роман в жалкое бульварное чтиво.


ВИЧ – это все еще очень пугающие буквы для многих, поэтому важно чтобы появлялась литература, к которой можно обратиться, и не только медицинская, но и художественная. Поэтому, может «ВИЧ-положительная» и не вошла в топ моих любимых книг, остается слабой в реализации, но она становится попыткой показать миру немного реальной жизни людей, подростков с активным ВИЧ статусом.

Автор: Софья Тришкина, ФЖЗ-201
изображения из свободных источников

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты