Разговор юнкора с деканом журфака - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяГлавные новостиРазговор юнкора с деканом журфака

Разговор юнкора с деканом журфака

Артем Удовицкий – юный корреспондент. Ему 13 лет, он участвует в выпуске школьной газеты и сотрудничает с «Пионерской правдой». Артем – участник различных фестивалей и конкурсов юных журналистов. Он многое знает о журналистской профессии, но хочет знать больше. Свои вопросы он решил задать декану факультета журналистики Челябинского государственного университета Борису Николаевичу Киршину. Ответы на них предлагаются вашему вниманию.

Борис Николаевич, вы помните своё знакомство с ЧелГУ? Как вы впервые попали в него?

Мое деятельное знакомство с ЧелГУ состоялось вскоре после того, как журналисты «Челябинского рабочего» в 1990 году избрали меня главным редактором. Газете были нужны свежие творческие кадры, сердцем принявшие происходившие в стране перемены, и я пришел за ними на филологический факультет ЧелГУ, где была журналистская специализация. Ректор Валентин Дмитриевич Батухтин предложил мне самому поучаствовать в их подготовке. С тех пор я на факультете.

Что изменилось на факультете журналистики ЧелГУ с тех пор?

Факультета, строго говоря, в то время не было, была, как я уже говорил, специализация «Журналистика». Через несколько лет была создана кафедра журналистики, затем – отделение. В 2002 году оно было преобразовано в первый на Южном Урале факультет журналистики. Сейчас это подразделение университета с 30-летней (даже больше) историей, которое готовит не только журналистов для периодической печати, телевидения, радио и интернет-СМИ, но и специалистов в сфере медиакоммуникаций, рекламы и связей с общественностью, работы с молодежью, связанной с медиаграмотностью и медиабезопасностью. С годами мы нашли эффективные методы подготовки современных медиаспециалистов, вовлечения их в научную работу. Об этом, в частности, свидетельствует то, что наши выпускники без проблем продолжают учебу в Париже, Нью-Йорке, Москве, успешно работают в столице и Санкт-Петербурге, в городах и районах Урала.

Много раз слышал, что ваши студенты занимаются наукой. Насколько это серьезно?

Суди сам. Шестеро наших магистрантов – Светлана Панюкова, Максим Демчук, Елена Шумакова, Арина Медведева, Ирина Топчий, Мария Анисова (Бондаревская) – под руководством профессора Марины Викторовны Загидуллиной вместе с преподавателями участвуют в реализации гранта Российского научного фонда. Они выступают с докладами на научных конференциях в различных европейских университетах, проводят исследования, пишут научные статьи. А грант, между прочим, 17 миллионов рублей. По-моему, более чем серьезно.

Недавно на факультете прошла студенческая научная конференция «Студент и научно-технический прогресс». Более ста ребят (в том числе гостей) выступили с докладами по актуальным проблемам журналистики, языка и стиля СМИ, новых медиа. Это прикосновение к науке очень благотворно для будущих медиаспециалистов, где бы они впоследствии не работали.

Какой смысл получать профессиональное журналистское образование, если сейчас любой желающий может стать блогером или вести свою страницу или группу в соцсети и завоевать  популярность у читателей?

Ты знаешь, почему блогинг утратил популярность, которой он обладал сразу после возникновения? Одна из причин – агрессивная некомпетентность блогеров. Многим из них не хватало знаний, чтобы серьезно разговаривать с большой аудиторией.

Впрочем, твой вопрос закономерен. Некоторые специалисты действительно считают, чтов эпоху новых медиа, когда грань между производителями и потребителями информации отсутствует, журналистика не нужна в качестве основной профессии, она может быть второй после какой-то другой и не требует серьезного образования.

У меня, как и у большинства других исследователей, иная точка зрения. Мир коммуникаций, частью которого является журналистика, серьезно меняется, становится неизмеримо сложнее. Журналисту сейчас мало просто транслировать новости, надо уметь анализировать невероятно возросшие информационные потоки, интерпретировать  информацию, генерировать необходимые обществу смыслы, умело их подавать. Это не тривиальная задача. Она требует высшего образования, серьезной профессиональной подготовки и непосильна любителю.

Журфак все это дает. Окончив его, можно продолжить образование в магистратуре по другой специальности. Скажем, после журналистики более глубоко изучить медиакоммуникации. Или наоборот: освоив в бакалавриате направление «Медиакоммуникации», изучить в магистратуре журналистику. Одна наша выпускница после бакалавриата собирается освоить в магистратуре политологию. Выбор огромен. Важно получить эти знания. Без хорошего образования, считаем мы на журфаке ЧелГУ, российский журналист не может быть успешным.

Что даёт журфаку ЧелГУ конкурс «ЮнГа+» и зачем ему  статус международного? Ведь никто из дальних уголков России, особенно из Питера или Москвы, не поедет поступать в ЧелГУ. Реальными студентами могут стать дети из близлежащих к Челябинску областей. Может, стоит сузить ареал приёма заявок, а Кустанайская область даст конкурсу статус международного?

Главная задача «Юнги+» – распространение медийной грамотности и стандартов информационной безопасности. Расширение границ конкурса способствует ее решению, ведь при этом ощутимо возрастает творческая конкуренция, у ребят перед глазами больше оригинальных образцов детской и молодежной журналистики. На последний конкурс, например, прислали работы 1200 заочных участников, очно участвовали более 400 ребят.

Конечно, мы были ли бы рады, если значительная часть их, познакомившись в ходе конкурса с факультетом, с нашими студентами и преподавателями, после школы пришла к нам учиться. Нередко так и случается. Я говорил со студентами, некоторые пришли на журфак ЧелГУ, посетив мастер-класс Андрея Владимировича Сафонова, послушав лекцию Марины Викторовны Загидуллиной, поучаствовав в ворк-шопе, которым руководила Евгения Борисовна Футерман. Думаю, так будет и дальше.

Участвуя в журналистских конкурсах, юнкоры оттачивают своё мастерство во владении словом. Но жизнь показывает, что порою это мастерство интересует только жюри конкурсов. Многие пользователи соцсетей имеют в основном запрос на примитивный медиа-контент: смайлик, одно-два предложения, картинка и видеоролик длительностью не больше минуты. Может ли журналист современного интернет-СМИ  формировать вкус читателя к интеллектуальному контенту? Не приведет ли со временем клиповое мышление читателя к деградации талантливых юнкоров?

Не думаю. Скорее со временем они смогут привнести нормы качественной журналистики в общество. Для этого не надо прилагать специальных усилий, просто надо следовать правилам, которые они усваивают в ходе учебы. Установлено: у ребят, сотрудничающих с детскими редакциями, больше подписчиков в социальных сетях. Они невольно равняются на юнкоров. А их в стране невероятно много, юнкоры – проводники стандартов качественной журналистики. Рано или поздно это произойдет, поскольку ученые, в частности, доктор философских наук Светлана Шайхитдинова из Казанского университета, считают, что этикой информационного общества станет знакомая нам медиаэтика.

А получают ли выпускники журфака какое-то моральное воспитание, понимание о том, «что такое хорошо и что такое плохо» для порядочного журналиста? Объясняют ли им границы дозволенного? Чтобы они не скатывались в жёлтую прессу, не играли судьбами людей, делая шок-контент, перевирая слова интервьюируемых?

Конечно. Они изучают профессиональную этику и правовые аспекты журналистики и, безусловно, учитывают все это в своей деятельности.

Если выпускник журфака ЧелГУ уходит в жёлтую прессу, то это недоработка университета, который не смог подготовить профессионального журналиста, способного заработать себе на жизнь, не опускаясь до жёлтого контента, или дело в изначальном моральном облике выпускника, на которого не подействовала учеба на журфаке?

Желтая пресса – часть медиаиндустрии. Для нее характерно  внимание к скандальным темам, личной жизни известных персон, сенсационная подача материалов. Перевирать слова интервьюируемых недопустимо даже работникам таких СМИ. Насколько я помню, два наших выпускника в силу различных жизненных обстоятельств работали какое-то время в федеральных желтых газетах. Потом они перешли на другую работу и добились немалого успеха.

Боюсь задать вам самый неприятный вопрос, но это мнение я не раз слышал от других людей, в том числе работающих не один год в журналистике. Что вы можете ответить тем, кто говорит, что журналист – это вторая древнейшая профессия (в плохом понимании этого словосочетания). Что журналистика – это очень зависимая профессия, все разговоры о возможной якобы независимости журналиста – это сказки для начинающих юнкоров. Он зависит от всех. От корректора, верстальщика, ответственного секретаря.Само собой, журналист зависит от редактора, по воле которого материал может быть сокращён или вообще снят с номера. Зависит журналист и от читателя. Да много ещё от кого. Даже я, делая сейчас это интервью, боюсь навлечь на себя гнев своих коллег-юнкоров, редакторов и тех, кто выбрал журналистику своим кредо. Так что тогда остаётся от красивых слов о том, что журналист имеет возможность общаться с интересными людьми, путешествовать, прославиться, быть в курсе всех событий?

Твои примеры показывают, что журналист в какой то степени зависим от своего окружения (верстальщик, ответственный секретарь, редактор и т.д.). Эта зависимость неизбежна, она диктуется профессиональными требованиями и не так страшна. Важно, чтобы он был независим и объективен при подготовке и подаче материала: свободен в выборе темы, представлял различные точки зрения, разделял мнения и факты, обеспечивал прозрачность источников информации. И, конечно, был честен.

Происхождение поговорки про древние корни нашей профессии связано с зависимостью журналиста от владельцев СМИ. Она действительно велика, но не  фатальна. Большинство журналистов ценят свою репутацию и решают эту проблему, выбирая такое место работы, где не надо ею поступаться.

Недавно мои друзья-школьники участвовали в конкурсе проектов. Они самостоятельно, без взрослых создали литературно-журналистский проект. Довели его до уровня, в котором для дальнейшего развития (создание сайта, проведение мероприятий и т.п.) нужны деньги, которых у них не было. Поэтому они нашли конкурс, в котором победителю помогают развивать его проект дальше. Победителя определяло зрительское голосование, проводившееся в соцсети. Я был поражён информационной войной, которую развязали авторы одного из конкурирующих проектов. При этом  руководителем конкурирующего проекта был взрослый человек, педагог, окончивший факультет журналистики. Как должны поступать мои друзья, когда против них педагог дополнительного образования развернул в соцсети информационную войну? Обучают ли на журфаке ЧелГУ студентов ( и школьников в проекте «Школа медиаграмотности»), как вести себя в случае развязанной против них информационной войны?

К сожалению, информационные войны стали привычным явлением для медиа наших дней. Разумеется, на факультете журналистики изучают этот феномен, но не обучают студентов технологии ведения информационных войн. Совет твоим друзьям: не надо в них участвовать. Любое слово в адрес их инициаторов, любое возражение им – делает вас участниками такой войны. Неучастие – главный рецепт борьбы против информационных войн.

В этом году на конкурсе «ЮнГа+» случился феномен: редакция под названием ТЧОС (То, что отстоялось словом). Команда ребят из разных городов, объединившись за три месяца до начала конкурса, создала группу в ВКонтакте и стала публиковать там свои материалы. Без взрослых редакторов, без педагогов или руководителей. Без спонсоров. Они создали группу, ещё не зная, что будут участвовать в «ЮнГе+». В результате три юнкора из проекта ТЧОС заняли восемь призовых мест в разных номинациях и получили высшую награду конкурса – статуэтку в виде штурвала. В то время как некоторые известные редакции не смогли занять ни одного призового места! Что это: случайное совпадение, везение, результат честного и непредвзятого судейства, недоработка взрослых редакторов детских редакций или пример для подражания другим юнкорам: смогли мы – сможете и вы?

В первую очередь нужно поздравить с этим успехом тех самых «взрослых редакторов», о которых ты говоришь. Это они сумели неплохо преподать ребятам из ТЧОС не только основы журналистики, но и научили их креативно мыслить, быть самостоятельными. Именно таким должен быть современный журналист. Действительно, достойный пример для подражания.

Беседу вел Артём Удовицкий

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты