Первый конкурс образовательных программ «ImPRO», посвященный 25-летию журналистского образования в Челябинском госуниверситете, прошел в стенах гуманитарного корпуса ЧелГУ 14 декабря.
Свои программы работы с детьми защищали 8 руководителей, которые прошли в очный этап по итогам оценки содержания программ членами жюри. Каждому финалисту было дано 15 минут на то, чтобы поделиться особенностями своих программ, представить сильные стороны. Предлагалось высказываться в свободной форме. В итоге одни стояли за кафедрой, другие, при помощи подопечных, показывали театрализованные представления, третьи демонстрировали готовый журналистский продукт. Оценивало выступления жюри в составе педагогов направления «журналистика» Института гуманитарного образования ЧелГУ, а также магистры.
Каждый руководитель школьного СМИ, а их собралось около 20, проявил себя как оригинальную личность, готовую работать над собой, вливаться в молодежный коллектив и продуктивно трудиться. Одна из участниц, Мария Левина, предложила воплотить в жизнь так называемое «упражнение Джеффа». Участники и гости «ImPRO» услышали вопрос: «Хотели бы вы изменить свой возраст?» и три варианта ответа: «да», «может быть» и «нет». Через пару минут Мария уже слышала оригинальные обоснования ответов, смелые реплики.
Прослушав защиты четырех проектов, участники прервались на кофе-брейк, после чего продолжили работу. Выступающие делились опытом, раскрывали секреты взаимодействия со школьниками. Председатель жюри, Ирина Анатольевна Фатеева, зачитывала рецензии от руководителя Лиги юных журналистов Галины Дмитриевны Павловой. Она не смогла присутствовать на конкурсе, но написала пожелания и сформулировала вопросы каждому участнику. По мнению присутствующих, критика была совсем не лишней.
— Такое мероприятие я считаю очень полезным, потому что к воплощению образовательных программ приобщаются школьники, – отмечает гость «ImPRO» Юлия Кириллова, – Они не сидят без дела, а совершенствуют свои журналистские способности. Нужно использовать эту возможность. Это, по-моему, большой скачок в гуманитарной сфере образования. Такие программы расширят журналистскую базу в России и, возможно, благодаря этому число поступающих на журфак увеличится. Критика на таких мероприятиях необходима, чтобы человек знал, какие у него есть плюсы и минусы. Если не будет критики, по сути, человек не станет совершенствоваться. Я уверена, что все участники прислушаются к мнению жюри и к следующему году, если «ImPRO» вновь будет проводиться, они внесут коррективы в свою работу.
Еще четыре руководителя продемонстрировали свои образовательные программы, и жюри удалилось на совещание. А участники пили чай и наблюдали за выступлением Дарьи Антоновой, первокурсницы направления «журналистика». Дарья занимается контактным жонглированием. Также все участники получили картонную елочку с творческим пожеланием к грядущему Новому году.
Итогом мероприятия стало награждение победителей. Третье место поделили Мария Михайловна Овчинникова (школа №3) и Мария Сергеевна Левина (школа №46). Лауреаты конкурса были награждены дипломами, памятными подарками ЧелГУ и подарками от центра «Перспектива». Второе место жюри присудило Елене Борисовне Хохловой из Катав-Ивановска. Она получила диплом участника, благодарность от депутата Челябинской городской Думы Исаака Михайловича Валицкого и сертификат на посещение магазина бытовой техники. Победителем стала Татьяна Николаевна Черкас (МБУ ДО Центр Детско-юношеский). Ей вручили диплом лауреата «ImPRO» и подарок от центра «Перспектива».
— Я не ожидала, что стану победителем, потому что были достаточно сильные соперники, – делится впечатлениями победительница Татьяна Николаевна Черкас, – Когда конкурс впервые организовывается, еще не знаешь, что от него ждать. Честно говоря, никаких особых надежд не питала и особо ни к чему не стремилась. Просто предоставила программу, которая у меня есть. В своей программе я доношу до детей, что если я научу их классической журналистке, то войти в современную им будет просто. В этом деле дети ориентируются очень быстро. Многое узнала. Мне понравилось, как работают некоторые девочки. С Марией Левиной и Марией Овчинниковой мы договорились о том, что в ближайшем будущем организуем мастер-класс и поделимся теми фишками, которые есть у нас в программах. Особенно тем, что касается лингвистических разминок.
Итак, первый конкурс образовательных программ «ImPRO», посвященный 25-летию журналистского образования на Южном Урале, подошел к концу. Итоги мероприятия подвела председатель жюри.
— Мероприятие состоялось. Естественно, у него есть какие-то недостатки, и мы будет над этим работать, – говорит Ирина Анатольевна Фатеева, председатель жюри и зав.кафедрой журналистики и медиаобразования ЧелГУ, – Очень хотелось бы вывести «ImPRO» на общероссийский уровень, чтобы сюда приезжали со своими программами руководители СМИ со всей страны. Такого конкурса на данный момент нет нигде. А мы располагаем кадрами – теми, кто может оценить работу руководителей молодежных СМИ. Если бы мы расширили рамки, это был бы реальный вклад в развитие медиаобразования. Подготовка участников, конечно, разная. У нас возникали трудности при сравнении тех, кто реализует свой проект в условиях школы и на уровне районных или городских центров дополнительного образования. Тем не менее, я считаю, что все выглядели достойно. И еще приятно, что среди участников – наши студенты. Это Маша Левина, Маша Овчинникова и не прошедшая во второй тур Татьяна Рязанова-Будаева. Из 14-ти трое участников – это студенты и магистры нашего факультета, и это здорово!
На конкурсе руководителями СМИ было произнесено много действительно полезных и, без преувеличения, мудрых вещей. Вот лишь несколько реплик, посвященных профессии журналиста.
Даниил Николаевич Монич: «Мы сотрудничаем с детьми, а не руководим ими». «Журналистика и психология тесно связаны между собой».
Надежда Петровна Кузьмина: «Придя в молодежную редакцию, я училась вместе с детьми». «Наш девиз: «Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать».
Мария Сергеевна Левина: «Приятно принять участие в конкурсе и поучиться у своих коллег».
Мария Михайловна Овчинникова: «Основы журналистики можно изучить по книгам, а на занятии интереснее пообщаться с действующими журналистами» «Школьная газета дает право школьникам высказывать свои мысли»
Алина Бабахановна Исаева: «Даже если ребенок не будет журналистом, умение общаться ему пригодится в любом случае» «Обучение невозможно без воспитания»
Татьяна Николаевна Черкас: «Необходимо многообразие форм деятельности». «Приходится пройти огромное количество припонов, чтобы создать молодежную газету».
Наталья Юрьевна Перескокова: «Конвергенцию можно представить в виде ромашки. Приходя к нам, дети гадают, какое направление журналистики (лепесток) выбрать. А еще, когда ромашка видна на полянке со всеми лепестками (направлениями СМИ), она привлекает больше внимания».
Варвара Горновая