Искусство автоматического рисунка - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьИскусство автоматического рисунка

Искусство автоматического рисунка

В Челябинском государственном музее изобразительных искусств прошёл обучающий урок по созданию своего уникального рисунка. Каждый желающий смог попробовать себя в роли начинающего сюрреалиста.

В рамках выставки «Метаморфозы воскресного дня» посетители познакомились с творчеством Уральского художника Владислава Ваганова. Экскурсовод музея рассказал об его биографии: с детства Владислав был вынужден отправиться в Суворовское училище и посвятить этому около восьми лет своей жизни. Позже это нашло отражение в картинах живописца, который старался добавить «легкости» и «воздушности» своим творениям. Но закончив училище, Владислав Ваганов твердо решил, что хочет стать художником-кино. Вскоре Ваганов поступил в известное «Академическое училище 1905 года», где получил высшее художественное образование.
Само мероприятие проходило в два этапа ознакомления: экскурсия по залу и творческий мастер-класс. Посетителям предложили с закрытыми глазами нарисовать на бумаге абстрактный рисунок, продолжить который нужно будет позже. Процесс создания не занял много времени и следующим заданием было раскрашивание рисунков, придание им ярких цветов. Арина Копылова, участница мастер-класса, поделилась впечатлениями: «Как только мы начали рисовать, я доверилась моменту и погрузилась в сам процесс. Поначалу было непонятно, что я хочу отразить на этом чистом листке бумаги. Но когда я открыла глаза, я увидела что-то похожее на скалистый берег, совершенно безлюдный. Мастер-класс «Автоматический рисунок» научит самовыражению, благодаря которому человек не будет бояться проявить себя и свои слабые стороны». 

Большинство творений В.П. Ваганова обращает нас к библейским и мифологическим мотивам. Так картины «Троица» 2004 года и более раннее «Снятие с креста» конца девяностых годов, выполненные акварелью. Со слов самого Ваганова, огромное влияние на него оказало творчество итальянских мастеров эпохи Возрождения. Он высоко оценивал работы Рембрандта, Рубенса и Веласкеса.

Виталина Силина, руководитель научно-просветительского отдела музея изобразительных искусств:

«Впервые сеансы автоматического рисунка мы опробовали на выставке графики Сальвадора Дали «Сюрреализм — это я». Автоматизм рассматривался сюрреалистами как один из наиболее эффективных методов фиксации сновидений и грез. На эту практику они возлагали столь высокие надежды, что какое-то время эпитет «автоматический» даже употреблялся как синоним «сюрреалистического». Автоматическое письмо и автоматический рисунок, по мнению сюрреалистов, позволяют проникнуть в бессознательное и отразить эти образы на бумаге.
Конечно, выставка Владислава Ваганова «Метаморфозы воскресного дня» не о сюрреализме, но тем не менее было очень интересно опробовать на ней занятия в данной технике на выставке, так как метод работы Владислава Петровича характеризуется импровизационностью. Именно эта «фишка» и была опорной точкой для специалистов музея.
Думается, что назвать это мероприятие мастер-классом сложно, скорее всего больше подойдет термин «сеанс», так как специалист не делится мастерством, не передает основы техники, он скорее служит проводником, помогает посетителю высвободить бессознательные образы, настроить на нужную «волну» и помочь импровизировать в подборе полученных образов и в построении композиции.»

Завершающая часть «Автоматического рисунка» заключалась в том, чтобы каждый попробовал создать рисунок, не отрывая руки от листа. Это задание, казалось бы, не представляет собой ничего сложного. Но нужно сконцентрироваться и постараться не отрывать руки для выполнения задумки. И вот, все подошли к завершению своих творений, можно посмотреть на то, что получилось и сравнить. Рисунки оказались очень абстрактными и нечеткими, но для новичков очень даже неплохо. 

Сам художник создавал шедевры преимущественно акварелью, но в некоторых пейзажах были использованы пастель и техника рисунка. Владислав Ваганов – это автор графических серий на античные, библейские, современные сюжеты, иллюстраций к литературным произведениям, прежде всего Ф.М. Достоевского. Впервые на выставке были представлены виртуальные коллажи-инсталляции, которые тесно связаны с сюрреализмом и экспрессионизмом.

Мария Иванова рассказала о том, почему решила посетить данное мероприятие: «Мне было очень интересно узнать биографию художника, о причинах, побудивших его заниматься творческой деятельностью. Я с детства увлекаюсь живописью, поэтому мне важно чему-то поучиться и попробовать себя в роли сюрреалиста-новичка. Около трех лет назад я стала следить за творчеством Ваганова, оно оказало на меня сильное впечатление. И сегодня я здесь, внимательно вслушиваюсь в каждое слово экскурсовода и наслаждаюсь атмосферой, ведь так хочется творить!».

На выставке также не раз упоминалось о скрытности В. Ваганова, он не показывал ни одну из своих работ общественности. Но в 1981 году искусствоведы выставили экспозиции художника и тут же обрушилась критика. Последующая выставка случилась лишь через 10 лет. Владислав Ваганов был явным меломаном, но он отдавал предпочтение не только классического искусства, но и классической музыки. Почти все свои труды он создавал под звуки музыки, особую мелодию, которая дарила ему вдохновение. Любимыми композиторами Ваганова являлись Бах и Моцарт. Как признавался сам художник: «Без живописи я себя представляю, а без музыки представить не могу». 

Хочется обратить отдельное внимание на название выставки «Метаморфозы воскресного дня». Это кажется необычным, ведь метаморфозы в простом понимании – это превращение одного в другое. 

А если внимательно приглядеться к работам художника, то можно заметить некую импровизацию. Как стало позже понятно, В. Ваганов оставляет в своих трудах «порыв души», а легкости добавляет неизменная техника рисования акварелью. Экскурсовод также объяснил, что деятельность художника руководствуется стремлением объективировать-материализовать бессознательное. То есть в полной мере проявить все чувства и эмоции, которые появились во время создания шедевра.

Творчество живописца говорит нам о том, как важно создавать что-то свое уникальное. Ведь творчество – это, прежде всего, способ самовыражения, сублимация. Так и продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений и внутренних конфликтов. При осуществлении любого творческого процесса происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства проходят некое материальное воплощение в живописи. И вся эта «воздушность» обликов в картинах В. Ваганова необыкновенна: она излучает свет и гармонию мира искусства.

Выставка, посвященная творчеству Владислава Ваганова, проводится на Урале не в первый раз. В Зале искусств ЮУрГУ в 2019 проходила и другая выставка «Сокровенный дар». В экспозицию университета вошли более полусотни картин художника.

Работы были сгруппированы в четыре цикла: «Библейский», «Архитектурный пейзаж» и «Лиричный образ». Как нам уже стало известно, граница между фантазией и реальностью в творениях художника зыбка и проницаема. Так ему удается соединять возвышенное с материальным. 

Культурные мероприятия открывают нам совершенно другие горизонты, дарят нам другое представление о мире. Так важно хотя бы раз в месяц посещать подобные выставки, познавая свои творческие умения и навыки!

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты