В широком смысле слова литература — текст, или совокупность любых письменных текстов. Мы же поговорим о литературе как виде искусства, а именно, о современной литературе. Мой собеседник — Ольга Вадимовна Машкарина, учитель русского языка и литературы гимназии №10.
— Ольга Вадимовна, современная литература настолько многогранна и разнообразна во всех своих проявлениях, что нельзя говорить о ней однозначно. Кто-то предпочитает фантастику, кто-то психологию, а кто-то останавливает свой выбор на простеньких любовных романах, в изобилии присутствующих на книжных полках. Глаза разбегаются, когда заходишь в магазин. Столько пестрых обложек, мягких и твердых переплетов, книги с картинками, книги-игрушки…
— Действительно. Разнообразие — огромный плюс современного книгопечатания. Сейчас та литература, которая раньше была недоступна, появляется в книжных магазинах, в разных изданиях с различным оформлением. Те тексты, которые в двадцатом веке издавались в толстых журналах, теперь можно купить в переплете и с отличными иллюстрациями. Заходя в книжный магазин, я в первую очередь обращаю внимание именно на переиздания классики, чем на новинки.
— Мне кажется, большинство новых книг не несут в себе ничего, кроме яркой обложки. А ведь книга должна быть наполнена смыслом.
— Гламурные журналы просто приобрели толстые обложки, но книгами не стали. Так сказать, содержание в ущерб форме. Но это не значит, что все современные издания — пустышки.
— На школьную программу влияет это разнообразие?
— Конечно. Хотя главная причина изменений в другом. Последние десять лет школьная программа меняется в ущерб, как классике, так и более поздним и менее известным произведениям двадцатого века, современным авторам. Сокращается количество учебных часов, предмет литературы в скором времени может стать только факультативным.
— Современную литературу не включают в школьную программу потому, что в ней нет ничего интересного. В двадцать первом веке новых технологий развиваются точные науки, искусство слова же обесценивается. Даже самую пустую, негодную книгу можно издать, если у вас есть деньги. И она будет продаваться, ее будут читать, ведь контингент покупателей книг разнообразный, и в печальном большинстве своем необразованный. Среди всей этой мишуры и пустой яркости настоящие, хорошие книги теряются, и найти их крайне трудно. Если вообще возможно. Или я читаю не те книги?
— Возможно. Хорошие книги действительно есть, но проблема в том, что они стоят недешево, и доступны не каждому. В библиотеки такие книги не поступают. И тогда многие начинают читать более доступные издания, но не очень качественные по своему содержанию. Я считаю, что произведения таких авторов, как Л. Улицкая, В.Токарева, Д.Рубина вполне могут стать классикой будущего, именно потому, что в них чувствуются отголоски классики прошлого. Литература должна раскрывать как душу героя, так и душу автора.
— Среди авторов я могу выделить в основном тех, которых читаю сама. Это довольно известные среди молодежи имена: У.Берроуз, Д.Керуак, Б.Вербер, А.Гавальда, Ф.Саган, Дж. Роулинг, В.Пелевин, Р.Бредбери, Братья Стругацкие, Д.Николс, Ф.Бегбедер. Всех не перечислишь. Среди русских поэтов я особо выделяю ярких представителей современной «женской» поэзии, таких как Вера Полозкова и Ирина Парусникова. Вы слышали о них?
— Да, слышала. Когда читаю их стихи, мне кажется, будто эти женщины живут в параллельном мире. Человек, подобным образом воспринимающий мир — талант. Для поэзии мало складной рифмы, важно сопереживать лирическому герою, ставить себя на его место.
— Итак, подведем итоги. Золотой век А.С. Пушкина, Серебряный век символизма, акмеизма и футуризма. А как бы Вы назвали наше время?
— Как сказал Блок — «эпоха безвременья». Но, если говорить серьезно, то мне кажется, что при нынешней форме текста, читаемого на компьютере, уместно высказывание «двадцать первый век — электронный век».
Анна Александрова