Картины заставляют исправляться…

Фотографы, объединенные одной идеей – показать свой взгляд на красоты Южного Урала. С этой мысли началась моя самостоятельная экскурсия по тихому местечку Челябинска.  

Здесь и далее – фотографии автора

Центр города, набережная. Рядом – величественное здание с десятками выставочных залов, в которых можно заблудиться и случайно попасть в мир СССР или 2000-х, мыслями остаться в той эпохе и забыть, куда на самом деле шел. Уж очень атмосфера кругом приятная! И есть там одно такое укромное местечко – выставка фотографий, посвященная прекраснейшим местам Южного Урала. Именно ее я и посетила.

В сознании эта картинная галерея отложилась как образ идиллии и душевного спокойствия. Запомню ее не только потому, что она стала первым моим культурным мероприятием, которое я посетила за полгода проживания в Челябинске, и сильно впечатлила меня. Но еще и оттого, что эта выставка познакомила меня с прекрасным человеком, взгляд которого я буду вспоминать всю свою жизнь.

Лучшие фотографии для представительского альбома Челябинской области. На первый взгляд, каждая была по-своему красива. Проходя мимо, ты мог просто полюбоваться внешним видом фотографий, как делали, например, некоторые посетители. А мог остановиться у одной, разглядеть ее до мельчайших веточек и камешков, и после пяти минут полного погружения в атмосферу места внезапно очутиться там, пройти через стекло в рамке, как через что-то несуществующее в реальности. Кажется, эти края России идеальные, и таких нет на самом деле.

Некоторые из мест какие-то особенные. Вот фотография «Домой». На ней – зима, деревня, посередине – проселочная заснеженная дорога, деревянный дом, как у бабушки, дворовый пес стоит на дороге: дворовые всегда умней, потому что «проще». И взгляд у него, как у человека – не пустой, понимающий. А где-то далеко дед тащит огромные мешки. Никогда не понимаешь, чем постоянно заняты пожилые: все что-то перекладывают, переделывают, моют, копошатся в старом, каждое утро чинят сломанные кем-то за ночь вещи. Смотришь на это живое движение и думаешь: «Вот бы сейчас оказаться там. У бабушки с дедушкой». Тогда же и стыдишь себя за то, что так редко их навещаешь. Это грустно, но, могу сказать, картины заставляют исправиться.

Более 40 фотографий, и все разные, ничуть не похожие друг на друга. Тут и магнитогорский «Карьер» Эдуарда Кутыгина, и «Уральский хребет» Марата Ахметвалеева, и панорамный вид самого Магнитогорска Василия Яковлева, и даже обворожительные девушки на картинах «Куколка» и «Игра на пианино» авторов Сергея Ермолина и Николая Копайгородского.

Среди всего этого разнообразия особенно впечатляет работа одной женщины. Наталья Вольвач сделала фото прямо в Магнитогорском металлургическом комбинате. «Работа кипит» – подписала она свое творение. В голове посетителя сразу возникает много вопросов: «Почему вы выбрали подходящим для фото местом завод?», «Чем он вас смог привлечь?», «Как удалось передать все мельчайшие детали, вплоть до дыма, искр и пота?»

Удивляет еще и то, что женщина-фотограф смогла так детально и исчерпывающе преподнести мужское ремесло.

А еще особенно замечательны на фотографиях люди. Это «Лица Сатки» Александра Алпаткина. Каждое из них со своей эмоцией: удивлением, радостью, смущением, непониманием или стеснением. Когда смотришь на этих людей, понимаешь, что в мире нет даже близко похожих им, даже цветом глаз.

Перейду, наконец, к главной мысли. Расскажу отдельную историю про героиню того дня. Знакомьтесь, музейный смотритель Вероника Иванова. Забегу немного вперед: имя этой женщины столь же прекрасно, сколь состояние ее души.

Вероника Борисовна рассказала мне о том, что ее жизнь связана с искусством уже давно. Она – художница. «Это вечная профессия, ты все время в ней», – говорила мне женщина, улыбаясь голубыми глазами. О всех фотографиях в зале смотрительница отзывалась с невероятным теплом. Также напомнила о том, что в них есть душа, и лучшим первым знакомством южноуральца или любого гостя Челябинска с природой будет посещение этих райских мест с картин, нежели полет во Францию или отдых на Мальдивах. Недолго думая, я согласилась с ней. И прибавила, что мне было бы особенно интересно побывать там, так как я неместная.

Почему Она – героиня моего рассказа? Когда я задала вопрос: «У вас есть здесь любимая фотография?» – ее глаза сразу же улыбнулись. Она ждала, что я поинтересуюсь этим.

Да, конечно! Пойдемте со мной, я вам покажу.

Подходим. Я вижу это:

А чем, если не секрет, она вас зацепила? Ответ смотрительницы заставил меня увидеть в картине нечто новое, то, о чем 20 минутами ранее я бы не подумала:

– Потому что здесь романтика, понимаете? И… незащищенность. Но человек в природе, он выбрался, и вот, он среди звезд. Это то, что в городе мы никогда не увидим. Тем не менее, огонек горит, жизнь везде! Романтика! И, если здесь оказаться, можно вдохновиться и создать что-нибудь: очерк, картину и, вероятно, даже желание фотографировать появится. (Смеется)

Прибавить уже было нечего. Я поняла, что не оценила те картины по достоинству, не увидела в них смысл. После разговора с художницей у меня в голове глубоко засела мысль о том, что нужно чаще погружаться в искусство и учиться видеть в природе и людях другую их сторону не только на фотографиях, но и в реальности. Ту, которая не видна за внешним прекрасным фоном.

Она – героиня моего рассказа, потому что дала мне возможность посмотреть на мир взглядом художника. За это ей бесконечно благодарна.

Юлия Каракулова

Вам также могут понравиться эти

X