Клещи клише

Что такое штампы и как вырваться из их крепкой хватки.

Штампы – слабость всех, кто работает со словом. Профессионалы меньше сталкиваются с трудностью подбора слова живого и интересного, но не обманывайтесь иллюзиями, будто и им не приходится иной раз отдергивать руку от клише и бить себя по пальцам линейкой.

Что такое штамп? Экономия времени для автора и веская причина отвлечься от текста для читателя. Его нельзя обмануть отговорками, будто более подходящего слова найти в этом конкретном случае нельзя. Все, что видит читатель со стороны – автору нечего рассказать, нечем его удивить. А стоит ли тогда тратить на это время человеку, который ищет для себя нечто удивительное, свежее, новое?

Клише не просто отбирает у ваших новаторских идей весь шарм и краски, клише способны сделать текст «невидимым». Большинство штампов любому читателю известны, и сталкивались они с ними столько раз, что больше не перечитывают их заново – просто проскальзывают знакомые моменты и движутся дальше. Если клише очень много, то читатель может и вовсе перестать притормаживать на крутых сюжетных поворотах: так и будет скользить, пока не поймет, что перечитывает одно и то же место вот уже несколько раз и никак не может удержать внимание.

От использования штампа не выигрывает никто. Автор не учится привносить в литературу ничего нового, а читатель, в какую бы книгу или текст не окунулся, без конца ловит deja vu. Если вы не хотите намеренно свести всех вокруг с ума, стоит все же попытаться отскрести заплесневелый слой штампов, доставшийся по наследству от сотен и тысяч писателей, и положить свежий пласт литературных приемов.

А что, если рука все же зудит и почесать ее возможно только зубцами клише? На самом деле штампы – не всегда тупиковая ветвь, от них можно также отталкиваться и заставлять звучать по-новому.

Клише можно обыграть, если употребить его в ином контексте. Хорошие примеры такого грамотного дурачества можно найти в книге Екатерины Оаро «Держись и пиши! Бесстрашная книга о создании текстов». Так, заезженная грузовиком с читателями нескольких поколений фраза «работать с огоньком» наконец зацепила взгляд, когда ее пристроили на новое место: «Пожарный всегда работает с огоньком». Свежо? Забавно? Конечно, и хочется еще!

Преобразить клише также можно, если добавить в него неожиданный элемент. Для этой задачи Екатерина Оаро вспоминает до скрипа сведенных челюстей зачитанное «всеми фибрами души». Удивительно, как одно или два новых слова способны преобразить и этот штамп: «Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу».

Но и это еще не все. Штамп можно оживить и третьим способом: намеренной ошибкой во всем известной фразе. Звучит странно, но стоит только услышать что-то вроде: «Пора и честь на работу везти, а то в неровный час, еще пробки все соберу по дороге», и уже не поспоришь с Екатериной Оаро, что такие ошибки отнюдь не режут слух.

Штампы сами по себе – мертвое семя в литературном грунте, но может стать сырьем высшей пробы. Все, что требуется от автора – внимание к деталям и немного смелости с ними экспериментировать.

About the Author

Вам также могут понравиться эти

X