Безумие подобно гравитации, как и зло: на примере «Темного рыцаря» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяАнонсБезумие подобно гравитации, как и зло: на примере «Темного рыцаря»

Безумие подобно гравитации, как и зло: на примере «Темного рыцаря»

Романтизация зла через его оправдание посредством отречения от канона и привлечения внимания к причинам его формирования является одной из самых актуальных проблем современности. Данная работа является рецензией на фильм «Темный рыцарь» 2008 года в контексте романтизации зла на примере Джокера как явного представителя феномена «зла во благо».

В 2008 году вышел фильм, основанный на комиксах от издательства DC Comics о Бэтмене, «Темный рыцарь». Кристофер Нолан предложил жанру супергеройского кино массу нововведений, в связи с чем кинолента собрала в прокате более 1 млрд. долларов и была восторженно встречена кинокритиками. Сюжет фильма строится вокруг противостояния Темного рыцаря и его извечного злодея по имени Джокер.

Собственно, на анализе идей Джокера и реакции на них общественности и будет строиться рецензия. Образ этого персонажа вошел в историю благодаря неподражаемой игре Хита Лэджера, посмертно получившего «Оскар» за эту роль. Аудитория прониклась историей и идеями такого Джокера. По сути, это совершенно новый герой, «переплюнуть» образ которого если не получилось, то вышло хотя бы приблизиться к нему лишь спустя 12 лет у Хоакина Феникса в одноименной киноленте «Джокер», за которую актер тоже получил золотую статуэтку.

Общественность обожает Джокера от Хита Лэджера, полностью осознавая, что он псих, принимая это, а порой даже оправдывая. На YouTube имеются видеоролики с разборами и подтверждениями теорий о том, что Джокер на самом деле является в «Темном рыцаре» своеобразным героем, а не злодеем. Связано это с тем, что он неподкупен, в отличие от чиновников, способен обличить истинную человеческую натуру и показать, что даже самый лучший человек может пасть до нижайшего уровня. Джокер создает условия, в которых показывает худшие стороны человека, аргументируя это следующими словами: «Безумие подобно гравитации, ведь достаточно всего лишь подтолкнуть».

Однако что исходит из этого? Типичная романтизация общественностью зла, в котором присутствует харизма, позволяющая восхищаться данным злодеем. До конца зритель так и не понимает, где настоящая история о прошлом Джокера и о причинах его становления таковым: в жестокости отца, якобы изуродовавшем его лицо, или в эгоизме жены, которая была ярым игроком, пострадавшим от этого. Но окончательное утверждение этих причин не так важно, потому что аудитория осознает, что должно произойти нечто ужасное, чтобы человек творил подобное. И эти возможные причины явно соприкасаются с зародившейся в Джокере навязчивой идее об обнажении истиной личности человека. Когда он говорит про животное «Давай посмотрим, насколько предан пес хозяину, если голоден», мы пониманием, что речь идет не только о собаках: если создать необходимые условия, все отрекаются от своих установок и показывают свою ужасную натуру.

Джокер уничтожает символ справедливости в лице Харви Дента, опуская последнюю надежду Готэма на избавление от преступности до своего низкого уровня, показывая, что он знает людей намного лучше, чем они сами. И уж тем более чиновники, даже мафия, которые насквозь продажны и «закладывают» своих, не заслуживают жизни, так как насквозь прогнили. Сам же злодей неподкупен: «Вас только деньги волнуют, но этот город заслуживает преступников получше. И я их ему дам».

Подобные идеи в рамках супергеройского фильма стали настоящим прорывом своего времени, которому поспособствовала игра Хита Лэджера. Нельзя отрицать, что сквозь призму злодейских намерений его персонажа можно разглядеть стремление к своеобразной благой цели обличения пороков. Но факт остается фактом: Джокер романтизирован в массовой культуре, пусть и в какой-то мере заслуженно. Невозможно оправдать зло, особенно если конечный результат его деятельности принес вред. Альфред Пенниуорт, дворецкий Брюса Уэйна, говорит про подобных людей следующее: «… Их нельзя запугать, их невозможно купить. Такие мечтают видеть мир в огне». Идея об обличении человеческой личности не нова, но Джокер закрепил ее за собой как один из основных мотивов его деятельности, что позволило аудитории взглянуть на поступки антигероя не столько как на преступления, сколько как на отчаянный шаг в борьбе за настоящую сущность.

Если «безумие подобно гравитации», то зло и романтизация тоже ему подобны. И тем самым толчком может стать грамотно подобранная для злодея идеология, которую необходимо анализировать со всеми ее последствиями, а не слепо оправдывать «идею ради идеи».

 

 

Полина Захарова

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты