О том, кто носит авторские украшения и кто их делает - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюО том, кто носит авторские украшения и кто их делает

О том, кто носит авторские украшения и кто их делает

Урал всегда славился своими мастерами, горами и камнями. Резьба по камню – удивительное искусство: с одной стороны, камнерез выступает художником или творцом, придающим жизнь и новую форму чему-то изначально твердому и бесформенному. С другой, самая важная задача мастера – раскрыть и продемонстрировать уже созданное природой: красоту, структуру, особенность и характер минералов. И каждое произведение камнерезного искусства – балансирование на этой грани между ролью творца и проводника. Мастерица и главный герой этого материала Наталья Сушковина – своего рода самородок. Она расскажет о том, как происходит процесс создания украшений и кто является их ценителем.

– Туся, скажи, пожалуйста, когда и почему ты стала вырезать из камня?

– Интерес к камню у меня с самого детства: еще малышкой занималась собирательством, складывала и коллекционировала, возилась с ними как со списанной торбой, всем показывала найденные сокровища. Сейчас, кстати, порывы эти я в себе поборола, больше кусками камней в людей не тыкаю. А на новый уровень взаимоотношений с камнями мы перешли, когда на глаза попался благородный опал. В Екатеринбурге регулярно проводятся выставки камней «‎Минералшоу»‎, и я по зову сердца ходила, там свой опал и увидела. Это была роковая встреча, страшно захотелось еще сильнее раскрыть красоту камня, преобразить его. В итоге, сделала из опала кабашон – это такая трехмерная капля. Инструментов у меня, конечно, не было, и я очень долго и упорно шаркала камень теркой. Трудозатратно, но все получилось. На другой выставке я познакомилась с инструментом камнерезов – бормашиной. Просто ходила по выставке, взгляд упал на машину, и я подумала: «‎Наверное, это мне нужно»‎. Подошла посмотреть внимательно, а продавец сказал мне: «‎Подержи в руках, попробуй.»‎ Попробовала. И все, искра, буря, безумие. Вот и все мое становление как камнереза, специального образования я не получала.

– А откуда берутся идеи, вдохновение?

– Здесь три варианта. Самый трудоемкий  через детальное знакомство с камнем: смотришь на него и освобождаешь от ненужного. Он словно сам подсказывает, чем хочет быть. Демонстрирует это вкраплениями, выступами, потемнениями. Через камушек проглядывает образ будущего украшения: повернула нужным углом и увидела – оно. Еще бывают озарения: проснулся среди ночи и фиксируешь идею, а потом находишь камень, который сможет воплотить задумку. Потому что камушки все разные по текстуре, возможностям и особенностям. Из иного невозможно вырезать кольцо, а вот камею – идеально. Ну и симбиозом этих двух способов будет третий: давно вынашиваемая, бродящая в голове идея и попавшееся подходящее сырье. И тогда звезды сошлись – будет украшение.  Просто зарисовываешь и убираешь с камня лишнее, высвобождаешь украшение.

– Кто является ценителем таких творений, покупателем? 

– В основном оптовые закупщики уже со своей наработанной клиентской базой. Они ценят, потому что знают, какая это редкость и роскошь – авторское украшение. Неповторимая и сложная работа. Поэтому подходят на выставках и просто скупают весь твой прилавок, а потом уже выставляют у себя. Розничных покупателей, не предпринимателей, авторские украшения одновременно тянут и отпугивают. Подходят, любуются, бормочут, что, наверное, это стоит как крыло от боинга, и убегают. Стоит это, на самом деле, меньше, но рассказать не успеваешь, да я и не люблю что-то продавать и навязывать. И делаю украшения на заказ, признаться, редко. С одним розничным покупателей работы много: вот он мечется, сомневается, хочет чего-то несусветного, а еще хуже – приносит с собой картинку из интернета и говорит «‎сделай»‎. А где тут творчество? Я считаю, надо не готовое брать, а добывать идею и воплощать ее. Свое, уникальное, выношенное детище. Поэтому картинкам из интернета – нет, а техническим заданиям – да. Была одна чудесная потенциальная покупательница, которая задумала руны с необычным рисунком. С ней мы эту идею не осуществили, но мне она так понравилась, что я потом все равно это сделала. А был и ужасный покупатель, который все, что можно сделать неправильного и неприятного для мастера – сделал. Он согласовывал эскиз полгода, совсем не понимая, чего хочет. Потом попросил сделать украшение из материала, неподходящего для такой работы. Как ни старайся, не получится: плотность не та, срез не тот. Да и хотел он дубликат чужой работы, упорно не видел разницы между натуральным камней и имитацией, не понимал, какое это сокровище. А потом еще спрашивал: «‎А вот этот камень каким свойством обладает?»‎ Терпеть не могу такой вопрос! Каким наделишь – таким и обладает.

Камень – это же оберег. С ним работаешь, напитываешь его, иной раз он даже горячий. И понятно, почему. Сначала камень зреет в недрах, потом мастер долго иупорно вкладывается, работает над ним несколько дней, созидает. А потом и сам владелец украшения наделяет его смыслом и ощущениями. Здесь целая история, и нет никакого «‎кварц для любви, прения для долголетия»‎. Да какое долголетие может быть? Он хрупкий, со своим огнем внутри… Как яркая и недолговечная человеческая жизнь.

Я свои украшения перед работой снимаю, храню бережно, забочусь о них. А был опыт, когда впервые вырезала кольца из нефрита на венчание одной пары, столько материала перевела – страсть. Не с первой и не со второй попытки получилось. Зато какая красота: колечки – родные братья. А узнаю потом, что девушка свое кольцо сломала. Как умудрилась? Полы, говорит, мыла… В камнях. А они ведь крепкие! Иной можно о кафельную стену швырять – ничего ему не будет.

Поэтому я люблю работать с оптовыми заказчиками и с ювелирами: они к камням относятся с уважением, бережно, знают, что это не металл. Ведь такое им уже никто не сделает, это не повторить.

– Какие украшения больше всего нравится людям, какие – тебе? 

– Люди любят рыбок и зверят.

А для меня залогом хорошего, ценного изделия будет целая совокупность факторов:

1) Цвет. Это то, на что обращаешь внимание в первую очередь, профессионал ты или просто проходил мимо стенда с украшениями и камнями.
2) Фактура. Какой камень на ощупь и вид, как переливается и ведет себя, когда его пилишь. В общем, какой у него «характер».

3) Динамика украшения. Ну, то есть поворот клешни, лапки, стремление украшения повернуться или словно совершить какое-то действие. Статичные украшения и вещи навевают скуку, а когда тебе кажется, что вот-вот твой жук из камня взмоет в воздух – это чудо и стремление. 

4) Пропорции. 

Я все свои работы люблю, а как иначе, когда корпишь над изделием круглые сутки? Ты с ним и день, и ночь, а после окончания работы даже отдавать его сразу не хочется. Так и тянет полюбоваться им еще, повертеть, поносить. Невозможно относиться по-другому, когда это твое творение от начала до конца. Любой ручной труд являет собой концентрированную энергию. Ощущение от такой вещи иное, совсем не то, что от результата машинного, механизированного труда. 

А из материалов люблю больше всего халцедон. Он же сердолик, агат и так далее. Он вариативен, удобен в работе. Каких только цветов у халцедона нет и фактура чудесная, податливый и понятный камень. Просто любовь. Еще к прениту с большой нежностью отношусь – мягкий и теплый камень. Зелененький.

Вообще сначала опасалась делать украшения для себя, считала, что для меня – процесс, результат  для мира. Потом отошла от этой концепции, с удовольствием делаю и для себя. Правда, не особо много, таких вещей обычно единицы, всего два-три экземпляра на всю жизнь, зато каких. 

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты